Реформация в Германии. Экономика и торговля в это время.
Германская Реформация началась с выступления Мартина Лютера против индульгенций в 1517 и закончилась Аугсбургским религиозным миром в 1555 году. Кульминационным пунктом ее стала крестьянская война 1524-1525 гг. В традиционной отечественной историографии преобладающей была точка зрения на Реформацию и Крестьянскую войну как раннебуржуазную революцию. Причем в работах М.М.Смирина, В.Е.Майера, Ю.К.Некрасова, А.Н.Чистозвонова и др. акцент сделан на экономические предпосылки движения. Вопрос о Реформации как идеологической революции отдельно в них не рассматривался. Как правило, отечественные медиевисты отталкивались от заметок Ф.Энгельса «К Крестьянской войне», где он утверждал, что «реформация – лютеранская и кальвинистская – это буржуазная революция № 1 с Крестьянской войной в качестве критического эпизода». Заметим в скобках, представление о Крестьянской войне как социальной революции (не буржуазной, а социальной) разделяли и многие представители западной либеральной историографии, например известный английский философ Бертран Рассел.
Германская Реформация в исследованиях историков советской школы делилась на три этапа.
Первый этап (1517-1520) – мирное развитие событий, единство всех антипапских сил под эгидой Мартина Лютера.
Второй этап (1520-1525) – выделение трех направлений в реформационном движении: бюргерско-буржуазного, народного, княжеского. В этот период, начиная с рыцарского восстания 1522 года, довольно отчетливо проявляются, с одной стороны, противоречия в лагере реформаторов, с другой же – различные идеологические программы, планы и проекты движения. В это время на фоне неудачного рыцарского восстания началась Крестьянская война 1524-1525 гг. В ходе войны были выработаны ряд программ: «12 статей» – умеренная крестьянская программа; «Статейное письмо» – радикальная программа с элементами утопических коммунистических идей и Гейльброннская программа – проект рыцарско-бюргерского переустройства Империи.
«12 статей» были составлены проповедником-цвинглианцем имперского города Меммингена Кристофом Шаппелером и подмастерьем Себастьяном Лотцером на основании крестьянских жалоб Швабии. В них не только провозглашается право общин выбирать себе священника, но и выдвигается требование отмены крепостного права. Большинство статей, ссылаясь на Евангелие, аппелируют к совести феодалов и князей, требуя возвращения захваченных общинных земель и снижения «барщин и оброков».
«Статейное письмо» написано сторонниками радикального реформатора Томаса Мюнцера. В этом документе предлагается создание «Христианского объединения», чтобы освободиться от всех господ. В «Статейном письме» обосновывается идея общественного переворота, т.е. уничтожения существующего строя и установления «царства Божьего на земле». Эта программа отражала интересы крестьянской бедноты и плебейских городских низов.
Гейльброннская программа не успела стать программным документом в собственном смысле слова, так как не была обсуждена и принята на собрании представителей крестьянских отрядов. Однако ее авторы, лидеры радикальной бюргерской партии Вендель Гиплер и Фридрих Вейгандт, задались целью осуществить крупные политические преобразования в общегосударственном масштабе.
Мы уже говорили об отрицательном отношении Мартина Лютера к Крестьянской войне, не устаивают его и требования восставших. На первую программу доктор Мартин ответил памфлетом «Призыв к миру по поводу 12 статей». В нем он, с одной стороны, призывает помещиков смягчить феодальный гнет, с другой же – считает, что крестьяне должны терпеливо переносить земные тяготы и уповать на Бога. В своем памфлете Лютер решает задачу будущего организационного устройства реформированной церкви: если община хочет сама выбирать себе пастора, то она должна его кормить. Но, было бы лучше, советует доктор Мартин, «испрашивать пастора у своего князя». Восставшие крестьяне слушали доктора Лютера, но более справедливым им казался Томас Мюнцер и его «Статейное письмо». Мюнцер обещал народовластие, уравнение имуществ и другие блага. Проповедь Лютера должна была погасить народный протест, Мюнцера – усилить. В 1525 году Лютер написал памфлет «Против разбойных и грабительских шаек крестьян», в котором призывал «бить, душить (крестьян), колоть, тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник». Этот памфлет стал несмываемым пятном на имени Мартина Лютера.
Реформация. Как протекал процесс перестройки общества.
В ходе Крестьянской войны, как считает М.М.Смирин, произошел раскол в лагере Реформации вообще и в бюргерско-буржуазном движении в частности. Из последнего выделились: а) умеренно-консервативное крыло во главе с Лютером, и б) радикально-бюргерское во главе с Карлштатом. В определенной степени интересы радикального бюргерства отражала уже упомянутая Гейльброннская программа. В ней одним из главных являлся пункт о создании централизованной Империи рыцарско-бюргерского типа. Авторы программы понимали Реформацию в широком смысле, как переустройство всей политической системы в стране, как реформу церкви по лютеровскому образцу, как реформирование сословного строя, а также преобразование основ экономики в интересах среднего предпринимательства.
После подавления Крестьянской войны революционность низших и средних слоев постепенно сходит на нет. Усталое знамя Реформации подхватили немецкие князья.
На третьем этапе (1525-1555) в стране идет «Реформация сверху». Князья Саксонии, Мекленбурга, Померании и др. провели в своих землях Реформацию и присвоили себе все церковные богатства. Император Карл V (1519-1556) и князья-католики выступили против князей-протестантов. Начались длительные Шмалькальденские войны (1546-1548, 1552 -1554) между двумя религиозно-политическими группировками. Они привели к Аугсбургскому религиозному миру 1555 года, который установил принцип: «Чья власть, того и вера». Тридцатилетняя война (1618-1648) была своеобразным продолжением этого противостояния. Вестфальский мир (1648) санкционировал фактический распад Священной Римской империи. Независимость князей возросла, что препятствовало национальному объединению страны. В Германии окончательно сложился княжеский абсолютизм. Он имел следующие особенности:
а) формально союз немецких князей находился под эгидой выборного германского императора из той же династии Габсбургов;
б) северные княжества были, как правило, протестантскими, южные – католическими;
в) каждый князь имел все атрибуты абсолютной власти: чеканил монету, содержал армию и бюрократический аппарат, собирал налоги, контролировал деятельность княжеских (государственных) судов;
г) в каждом региональном государстве (княжестве) сохранились сословные учреждения-ландтаги, хотя круг их компетенций постепенно сужался;
д) Тридцатилетняя война предоставила германским князьям независимость во внешней политике: главным ее содержанием для австрийских Габсбургов стала экспансия на юго-восток;
е) будущее объединение германских земель произойдет вокруг Бранденбурга. В XVII веке бранденбургские князья Гогенцоллерны значительно расширили свою территорию и угрожали