Домашнее задание к уроку №2: 1. Заполнить тематическую контурную карту «Русско-японская война 1904—1905 гг.», пометив основные события и решения Портсмутского договора по территориальным вопросам. 2. Пользуясь учебником (привлечь материал учебника по новейшей зарубежной истории), заполнить в тетради таблицу:
Русско-японская война
Вопросы для сравнения:
Россия
Япония
Какие интересы имелись на Дальнем Востоке
Военные силы накануне войны
Ход военных действий: важнейшие сражения задействованные силы командующие /результат
Итоги войны
3. Составить план ответа на вопрос «Внешняя политика России в начале XX в. Причины войны с Японией». 4. Подготовить тезисный план ответа на вопрос: «В чем причины поражения России в войне с Японией?» 5*. Подготовить сообщение на тему «России нужна маленькая победоносная война». (Социальные проблемы в России в конце XIX — начале XX в. и «победоносная война» как способ их решения.) 6*. Подготовить сообщение на тему «Кому война, а кому мать родна». (Экономические интересы России и Русско-японская война.)<7. Подготовить сообщение об одном из крупных сражений Русско-японской войны (на выбор). 8. Подготовить сообщение об одном из героев — участников Русско-японской войны.
Домашнее задание к уроку №3: Выполните тестовое задание. 1. Какой из признаков не соответствует капитализму: а) концентрация производства и капитала, создание монополий, б) вывоз капитала, в) образование международных монополистических союзов, г) завершение территориального раздела мира, борьба за его передел, д) укрепление помещичьего хозяйства? 2. Монопольное предприятие, участники которого теряют производственную и юридическую самостоятельность, возникающее чаще всего в отраслях, производящих однородную продукцию: а) трест, б) артель, в) картель, г) синдикат, д) концерн. 3. Государственная винная монополия заключалась в том, что: а) винокурение оставалось в частных руках, однако сырой спирт могла приобретать только казна и по ценам, установленным Министерством финансов, б) объемы производства спирта устанавливала казна и раздавала заказы частным производителям, в) объемы спирта, производившиеся сверх установленных, можно было по Высочайшему разрешению вывозить на продажу за границу, г) государство национализировало винно-водочную промышленность, д) цены на розничную продажу спиртных напитков были существенно понижены. 4. Проведение денежной реформы С. Ю. Витте началось: а) в 1887 г., б) в 1890 г., в) в 1897 г., г) в 1903 г., д) в 1905 г. 5. Законом от 2 июля 1897 г. рабочий день на фабриках был ограничен: а) 8 ч при дневной работе в обычные дни, до 6 ч — в субботу и накануне праздников, до 6 ч в ночное время, б) 11,5 ч при дневной работе в обычные дни, до 10 ч — в субботу и накануне праздников, до 10 ч в ночное время, в) 12 ч при дневной работе в обычные дни, до 11,5 ч — в субботу и накануне праздников, до 10 ч в ночное время.
Выполните тестовое задание. 1. 28 декабря 1881 г. был принят Закон: а) о свободном выходе крестьян из общины, б) о прекращении взимания с крестьян выкупных платежей, в) о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов, г) об ограничении свободы передвижения для крестьян, д) об отмене телесных наказаний для крестьян. 2. По закону 30 мая 1903 г. фабричная инспекция была: а) подчинена непосредственно императору, б) подчинена губернаторам, в) подчинена профсоюзным организациям, г) подчинена земским учреждениям. 3. В структуре органов государственной власти в конце XIX — начале XX в. Государственный совет становится: а) высшим законосовещательным учреждением, б) высшим законодательным учреждением, в) сословно-представительным учреждением, г) высшим административным органом, д) упраздняется. 4. «Национальный вопрос» в России в конце XIX — начале XX в. не включал: а) «еврейский вопрос», б) «польский вопрос», в) «армянский вопрос», г) «финский вопрос», д) «кульджанский вопрос». 5. П. Д. Святополк-Мирский предлагал Николаю II: а) ввести Земский собор, б) ввести в Государственный совет выборных представителей от земств и городов, в) ввести конституцию, г) ввести чрезвычайное положение, д) ввести республиканское правление. Запомни даты: 1885, 29 августа — подписание англо-русского протокола об установлении российско-афганской границы. 1887, 6 (18) июня — секретный договор о взаимном нейтралитете России и Германии (действовал до 1890 г.). 1891, 17 марта — Императорский рескрипт о начале строительства Великой Сибирской магистрали. 1892, 5 (17) августа — секретная русско-французская конвенция (основа русско-французского союза). 1895 — русско-британский договор об установлении границы между Россией и Афганистаном на Памире по реке Пяндж. 1896, 22 мая — подписание в Москве русско-китайского договора об оборонительном союзе против Японии и о постройке Китайско-Восточной железной дороги. 1897, апрель — май — договор с Австро-Венгрией о сохранении статус-кво на Балканах. 1898, 15 (27) марта — русско-китайская конвенция об аренде Россией Ляодунского полуострова (с Порт-Артуром) сроком на 25 лет. 1899, 16 (28) апреля — русско-британская конвенция о размежевании сфер железнодорожного строительства в Китае. 1899, 6—17 июня — Гаагская мирная конференция. 1900—1901 — участие России в подавлении восстания ихэтуаней в Китае. Ввод русских войск в Маньчжурию для защиты КВЖД. 1902, 26 марта (8 апреля) — русско-китайское соглашение о поэтапном выводе русских войск из Маньчжурии. 1904, 2 января — разрыв Японией дипломатических отношений с Россией. 1904, 26—27 января — начало Русско-японской войны. Гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бухте Чемульпо у берегов Кореи. 1904, 27 января — 20 декабря — оборона военно-морской крепости Порт-Артур. 1904, 11—21 декабря — Ляоянская операция. Поражение русских войск. 1904, 20 декабря — падение Порт-Артура. 1905, 25 февраля — поражение русских войск под Мукденом. 1905, 14—15 мая — сражение в Цусимском проливе. Разгром японским флотом второй Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рожественского. 1905, 23 августа — Портсмутский мирный договор между Россией и Японией.
Домашнее задание к уроку №4: Выполните тестовое задание. 1. Члены кружка «Беседа» выступали за то, чтобы: а) в России была восстановлена сословно-представительная монархия, б) в России была упразднена монархия, в) был упразднен Государственный совет, г) самодержец управлял, сообразуясь с общественным мнением, выражаемым через представительный законосовещательный Земский собор, д) земства получили законодательные функции. 2. Кружок «Освобождение» боролся: а) за диктатуру пролетариата, б) за упразднение монархии, в) за сословно-представительную монархию, г) за конституционную монархию, д) за «ответственное министерство». 3. Общеземский съезд, состоявшийся в мае 1905 г. в Москве, выступал: а) за отмену чрезвычайных законов, б) политическую амнистию, в) уничтожение сословных ограничений, г) введение законодательного представительства, д) за предоставление женщинам избирательного права. 4. Программа социалистов-революционеров по крестьянскому вопросу предусматривала: а) изъятие земли из товарного оборота, б) уравнительное пользование землей по трудовым (потребительным) нормам, в) конфискацию помещичьих земель без выкупа, г) закрепление земли в собственность за крестьянами, пожелавшими выйти из общины, д) распределением земли должны заведовать центральные и местные органы народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. 5. Программа социалистов-демократов по крестьянскому вопросу предусматривала: а) отмену выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих на крестьянство как на податное сословие, б) отмену всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей, в) конфискацию монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии, г) учреждение крестьянских комитетов, д) национализацию земли. Подготовить письменный ответ на вопрос: «Какие изменения в жизнь России внес Манифест 17 октября 1905 г.? Можно ли безоговорочно считать его конституцией? Почему после принятия Манифеста революция не прекратилась?»