Технология работы со слабо успевающими и неуспевающими учениками
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими ученикам
-
Карточки для индивидуальной работы.
-
Задания с выбором ответа.
-
Деформированные задания.
-
Перфокарты.
-
Карточки - тренажеры.
-
Творческие задания.
-
"карточки-информаторы”,
-
"карточки-с образцами решения”,
-
"карточки-конспекты”.
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
-
восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
-
внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
-
память (вербальная, невербальная)
-
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
-
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
-
Проявлять
-
разумную требовательность
-
неиссякаемое терпение
-
справедливую строгость
-
веру в возможности ученика
-
Уметь встать на позиции ученика
-
НЕТ насмешливому тону!
-
Уметь вести непринуждённый диалог
-
Стремиться к внешней занимательности
-
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
-
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
-
В обучении применять
-
опережающее обучение
-
различные формы групповой работы
-
взаимоопрос, самоконтроль
-
конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
-
-
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
-
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
-
Применять частую смену видов деятельности на уроке
-
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
-
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
-
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
-
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
-
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
-
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
-
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
-
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
-
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
-
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
-
При закреплении.
-
При проверке домашнего задания.
-
При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
-
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
-
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
-
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
-
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
-
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
-
Индивидуальные дифференцированные задания.
-
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
-
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
-
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
-
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
-
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
-
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
-
слабому – выполнить посильный объем работы.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
-
понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
-
помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
-
для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
-
урок-игра
-
урок-спектакль
-
урок-путешествие
-
урок-детектив
-
урок-сказка
-
урок-силовое многоборье
-
урок-концерт
-
урок-картина
Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
Этапы освоения изучаемого материала |
Организационно-педагогическая направленность |
1. Изучение нового материала. |
Индивидуализация учебного процесса. |
2. Диагностическое тестирование. |
Проверка базового уровня. |
3. Уроки коррекции и развития. Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень. |
Дифференциация учебного процесса. |
4. Итоговый контроль. Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень. |
Проверка результатов обучения. |