Урок по истории Древнего мира в 5 классе
Тема: «Путешествие в Древнюю Грецию»
Тип урока: Повторительно - обобщающий урок
Форма: Урок- путешествие
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные учащимися на уроках по теме «Древняя Греция».
Оборудование: карта Древней Греции, магнитная доска с «картографическим танграмом», картосхема города Афины, картины «Жизнь в Афинах», «Атрибуты греческих богов», большие бумажные куклы с набором одежды, картины с изображением греческого театра, Парфенона, скульпторы Афины, клубок ниток для игры «Нить Ариадны», Гематий, венок.
Основные понятия: мнемозина, полис, Перикл, агора, театр, метек, олимпиада, демократия, реформы Салона, акропом
Ход урока
Мы завершили изучение темы «Древняя Греция». А вам самим было бы интересно знать, насколько прочны ваши знания? Проверим? А вы знаете, что древние греки делали в тех случаях, когда им было необходимо что-нибудь вспомнить? Они обращались за помощью к богине памяти Мнемозине. Давайте и мы обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить все, что мы знаем.
Поднимают руки вверх и хором произносят вслед за учителем: «О богиня Мнемозина, помоги нам!»
Будем считать, что мы расположили богиню Мнемозину к себе и теперь можем отправляться по волнам нашей памяти в путешествие по Древней Греции.
Хачетлов Астемир, Молов Руслан
У-к №1: показывает на настенной карте территорию Древней Греции и отвечает на вопросы учителя:
- Существовало ли в древности единое государство Греция?
- Каким термином обозначаются греческие города – государства?
- Назови важнейшие и покажи их местоположение.
У- к №2: выполняет задание у магнитной доски «Картографический танграм». Сравнивает Древнюю Грецию и Древний Египет: поверхность, реки, климат и почвы.
У. Отправимся в Афинское государство эпохи его расцвета.
- На какой век падает расцвет Афин?
- Какой известный исторический деятель правил в Афинах в это время?
У – к №3: решить у доски задачу на счет лет: «Сколько лет назад началось правление Перикла? (443 г.д.н.э.)
Опрос уч-ка №2: «Картографический танграм» о природе. Почему город Афины получил такое название?
У-к №3 – решение задачи.
Афиняне очень гордились своим городом и говорили «Да ты чурбан, если ты и видел Афин, если ты видел, но не восторгался – ты осел, а если ты добровольно покинул их – ты верблюд!»
- Почему же афиняне так гордились Афинами?
- Как выглядели в те времена город и горожане?
У-к №4: Задание: дать общую характеристику города по картосхеме
Проверка заданий уч-к №4, уч-к №5
С утра каждый афинянин шел на агору (демонстрирует картину)
- Зачем афиняне торопились туда?
Отправимся на рынок и мы.
- Верно ли, что на рынок ходили греческие женщины?
- Неужели богатые афиняне сами таскали корзины с едой?
Уч-к №6 и №7. один изображает богатого афинянина, другой – раба с корзиной. Сам учитель выступает в роли продавца, показывает продукты. «Афинянин» должен выбрать и положить в корзину только то, что употребляли в пищу древние греки.
У. Но вот отшумел торг, и превращается агора в цент общественной жизни.
- Что за здание мы видим на картине?
- О чем могут спорить эти греки?
Теперь поспешим на Пникс Гламатон уже разнесли весть, что сегодня там состоится народное собрание. Представим себе, что мы пришли на народное собрание.
- Кто принимал участие в народных собраниях?
Роль стратега, надевает гематий и венок. Мальчики становятся участниками собрания, девочки – зрительницами с правом вносить поправки в случае ошибок.
Я первый стратег, выношу на ваш суд, а афиняне, решение следующего важного вопроса из Спарты прибыл посол. Вы знаете, сколь враждебна к нам Спарта с тех пор, как мы перевезли казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины. Не первый раз мы слышим от спартанцев упреки, что расходуем общие деньги на свои нужды. Вот и ныне посол заявил, что у нас хватает храбрости только на то, что бы таскать тайно, таскать деньги из казны Морского союза.
- Что вы ответите на это?
Я как первый стратег присоединяюсь к вашему предложению объявить войну Спарте. К тому же со дня на день должны начаться Олимпийские игры. Я думаю, это очень удобно, чтобы застать спартанцев врасплох.
- Почему нельзя встать во время олимпиад?
- Что нам делать?
Кто согласен – пусть голосует
- Каким образом будем голосовать: черными и белыми камешками или поднятием рук?
- А это кто? Я знаю тебя, ты метек-чужеземец!
- Что надлежит делать с чужеземец?
Дети голосует, черными и белыми жетонами и поясняют, что чужеземец должен быть обращен в рабство. Зато дозренному предлагается оправдаться. Если он не доказывает, что является коренным жителем Афин, его выводит стража. Учитель подводит итог собранно и предлагает следующую игру «Верно - неверно».
У.
– Верно ли, что такой порядок управления назывался монархией?
– Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 в до н.э.?
– Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н. э.?
– Верно ли, что одна из реформ Солона заключалась в том, что работа на общественных должностях стала оплачиваться?
Затем учитель предлагает отправиться в театр. Он демонстрирует картину с изображением театра и беседует с учащимися о его устройстве.
Подведя итог беседы, учитель предлагает покинуть театр и следовать дальше. Мимо нас идет группа атлетов. Они спешат на Акрополь.
Учитель проводит разминку, входя которой ученик производят движения, называемые в речевке:
Темиржанов Астемир, Шогенова Бэла, Коропец Даниил
Мы атлеты-олимпийцы,
Мы бежим быстрее ветра,
Прыгаем на целый стадий
Наши копья, наши диски
Вдаль летят до края света,
С шумом, падая на землю
Возле самых ног Атланта
Боремся, как сто Гераклов,
В пятиборье побеждаем,
Чтоб прославить родной полис.
Пойдем за атлетами на Акрополь
Он демонстрирует изображение Акрополя и проводит беседу:
- Что такое Акрополь?
- Как называется главный храм Афин?
- Назовите главные черты греческой храмовой архитектуры.
- Как называлась религия греков?
Учащимся предлагается задание: по рисункам с атрибутами богов определить их имена.
Уч-ся рассматривают картины с изображением греческих, египетских римских скульптур и отвечают на вопросы:
- Определение, какая статуя греческая?
- Как вы это сделали?
- Назовите черты греческой скульптуры?
В завершение нашего путешествия посетим греческую школу.
- В чем особенность греческой письменности?
- Какие науки были развиты в Древней Греции?
- Кто «отец» истории?
- Как назывался его главный труд?
Уч-к №8. Учащийся, ранее получивший задание составить письменный рассказ о Саламинском сражении, зачитывает его, остальные ученики по этому описанию, определяют о каком событии идет речь и когда оно, было.
Затем ученики подытоживают, чем отличалась система обучения в Афинах от спартанской.
В заключении учитель предлагает поиграть в игру «Нить Ариадны». Тесей и его друзья выходят из класса, остальные дети образуют «лабиринт» разматывая нить с клубка, передаваемого друг другу. Задача – как можно сильнее запутать – нить, создать как можно больше «повторов», ведь на каждом из них Тесея и его друзей будут ждать испытания. Когда сводящие входят в класс, им предлагается «отыскать выход из лабиринта». Однако для того, чтобы смотать нить, необходимо на каждом «повороте» ответить на вопрос, продуманный ребятами. Таким образом проверить знание дат, терминов, крылатых выражений.
Затем учитель подводит итоги.