Брейн-ринг «Знаешь ли ты мифы Древней Греции?»
Цель игры:
Пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории и мифологии.
Правила игры:
Перед началом игры учащиеся разбиваются на 4-6 команд. В первом и втором туре по жребию участвуют по 2-3 команды. В третьем туре могут встретиться победители первого и второго туров. Победители награждаются призами или, если игра проводится на уроке, отличными оценками Команда, занявшая второе место, определяет 1-2 участников, принесших наибольшее количество баллов. Они получают особые призы или отличные оценки, остальные получают оценку «хорошо». Команда, победительница третьего тура, может определить самого результативного игрока, который награждается памятным знаком (например, «Знаток мифологии» или «Сова Афины» и т.п.)
Состав участников: учащиеся 6-х классов.
Оборудование: «черный ящик», веточка лавра, камень в лоскутке ткани, кошелек, нетбук, проектор, презентация, фильмы «Одиссей», «Ясон и аргонавты»
Ход игры
I тур.
«Угадай героя».
По описанию назвать имя героя (приложение 1а).
За правильный ответ – 1 балл. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
«Мифы и животные».
С какими животными связывают богов в различных религиях?
За правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.
(Например, Зевс – с орлом, Ра – с соколом, Афина – с совой и т.д.)
«Черный ящик».
В ящике – результат ссоры двух хвастунов. За правильный ответ – 5 баллов. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Веточка лавра, в который превратилась Дафна в результате ссоры Аполлона и Эроса).
«Кто быстрее?»
Команды распределяют листочки с именами (приложение 2а) на 2 равные части: 1) олимпийцы; 2) титаны. За каждый правильный ответ – 1 балл.
«Герои мифов на экране».
Отрывок из х/ф «Ясон и аргонавты», часть 2. Кому и какой приказ отдала Гера? К каким последствиям это привело? За правильный ответ – 5 баллов. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Эросу, поразить стрелой любви к Ясону сердце Медеи; Медея помогла Ясону получить Золотое руно).
Примечание. Вместо отрывка из фильма можно показать инсценировку отрывка из какого-либо мифа, предложив учащимся закончить рассказ.
«Мифы и поэзия».
Определите, о ком идет речь в этом отрывке (приложение 3а). За каждый правильный ответ – 2 балла. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
«Дважды рожденные»
Кого из богов можно назвать «дважды рожденными»? Почему? За каждый правильный ответ – 2 балла. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Афина, Дионис; рождались сначала своими матерями, а затем – Зевсом, Афина вышла из его головы, а Дионис – из бедра)
II тур.
«Угадай героя».
По описанию назвать имя героя (приложение 1б). За правильный ответ – 1 балл. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
«Мифы и чудовища».
С какими чудовищами встречаются герои различных мифов?
За правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.
«Черный ящик».
В ящике – предмет, который проглотил герой мифа, пытаясь изменить свою судьбу. За правильный ответ – 5 баллов. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Камень в пеленке. Крон, получив предсказание о том, что его сын отнимет у него власть, стал проглатывать своих детей; вместо Зевса Рея отдала мужу камень).
«Кто быстрее?»
Команды распределяют листочки с именами участников Троянской войны (приложение 2б) на 2 равные части: 1) сторонники Трои; 2) противники Трои. За каждый правильный ответ – 1 балл.
«Герои мифов на экране».
Отрывок из х/ф. «Одиссей» (Одиссей и Эол). Что помешало Одиссею после встречи с Эолом быстро добраться до Итаки? За правильный ответ – 5 баллов. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Спутники Одиссея выпустили из мешка встречный ветер.)
«Мифы и поэзия».
Определите, о ком идет речь в этом отрывке (приложение 3б). За каждый правильный ответ – 2 балла. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
Кто из богов совершил множество деяний в первый день своей жизни? Какие это деяния? За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Дионис; украл стадо коров у Аполлона; превратил в камень старика, нарушившего слово; создал кифару из панциря черепахи.)
III тур
«Одним словом»…
выразите переносные значения различных понятий (приложение 1в). За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
«Черный ящик».
В этом ящике атрибут одного из богов, которым ваши родители пользуются каждый день. Какой это атрибут и как зовут бога, которому он принадлежит? За правильный ответ – 5 баллов. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Кошелек, атрибут Диониса)
«Герои мифов на экране».
Отрывок из х/ф «Ясон и аргонавты», часть 2.
Какие испытания предстояли Ясону на поле Ареса? За правильный ответ – 5 баллов. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Запрячь в плуг огнедышащего быка, вспахать поле; засеять его зубами дракона; спастись от воинов, выросших из этих зубов)
Назовите эпитеты богов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.
(Например, Гера – волоокая, Аполлон – среброрукий и т.д.)
Как вы думаете, что могла означать в древности поговорка «Носить сов в Афины»? За правильный ответ – 3 балла. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.
(Совершать ненужное действие; предполагается, что в Афинах, находящихся под покровительством Афины, сов и так достаточно)
Приложение 1а
1. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Назовите имя героя.
(Прометей)
2. Прославленный в боях Ахилл без труда поразил копьем Гектора – последнюю надежду троянцев. Но и сам упал вскоре, потому что в его пятку попала отравленная стрела. Кто выпустил стрелу? Кто помог стрелку попасть в цель?
(Парис, при помощи Аполлона)
3. Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль. Кто это?
(Одиссей)
4. Дочь финикийского царя Агенора царевна Европа украшала цветочными гирляндами белого быка редкой красоты. Вдруг бык помчался с нею к морю и бросился в волны. Кто принял обличье быка? Куда привез он царевну?
(Зевс, на Крит)
5. Брат похищенной Зевсом Европы отправился искать сестру. Во время одного из приключений он убил огромного дракона, вырвал его зубы и засеял ими землю. Кто поступил так неосторожно? Ведь из зубов вырастут страшные воины.
(Кадм)
6. В наказание за грехи Зевс погубил людей в волнах потопа. Но спаслись двое – мужчина и женщина. Сын этой пары стал мифологическим отцом всех греков. Вспомните его имя.
(Эллин)
Приложение 2а
Олимпийцы:
1) Аид;
2) Афина;
3) Аполлон;
4) Гермес;
5) Деметра;
6) Зевс;
7) Посейдон
Титаны:
1) Гиперон;
2) Крон;
3) Мнемозина;
4) Океан;
5) Рея;
6) Тея;
7) Япет.
Приложение 3а
1. В. Брюсов.
Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай.
Отец! Ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? Выше!
к небосводу!
До вечной области светил!
(Дедал и Икар)
2.А. Пушкин.
Державный тирс в его руках;
Венец желтеет виноградный;
В чернокудрявых волосах…
Течет. Его младые тигры
С покорной яростью влекут;
Кругом летят эроты, игры –
И гимны в честь ему поют.
(Дионис)
3. Вс. Рождественский.
Легкая билась волна о колена,
Белый кружился над ней голубок,
Тихо стекала жемчужная пена
С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумленно,
Сбилось у ног его стадо овец.
Шла она легкой походкой со склона
К людям в долину, срывая чабрец.
(Афродита)
Приложение 1б
1. Величайший из смертных певец спустился в подземное царство, чтобы вызволить оттуда свою жену. Под землей он играл на кифаре и пел. Назови имена его и жены.
(Орфей и Эвридика)
2. Единственная дочь богини плодородия и земледелия Деметры похищена братом Зевса - владыкой подземного мира. Кто эти мифологические герои?
(Персефона и Аид)
3. Его коварству, хитрости, изворотливости ума нет равных на земле. Он даже обманул Аида. Но после смерти за все это его ждет наказание. На том свете он обречен ценой неимоверных усилий втаскивать на огромную гору тяжелейший камень. Перед самой вершиной камень вырывается из рук и катится вниз. Герой снова втаскивает его. Камень опять летит вниз. И так бесконечно. Кто этот герой?
(Сизиф)
4. Пасынок критского царя Миноса – Минотавр – был спрятан царем во дворце – лабиринте. Этот дворец построили мастера из Афин – отец и сын. Как звали строителей?
(Дедал и Икар)
5. Есть ли связь между концом Трои и началом Рима? И если вы ответите утвердительно, тогда назовите имена героев, чья судьба стала выражением данной связи.
(Потомок троянца Энея Ромул стал основателем Рима)
6. Друг Аполлона случайно убил своего любимого оленя и, чтобы грустить вечно, попросил Аполлона превратить его в дерево. Бог выполнил просьбу. Как зовут этого героя, именем которого названо дерево скорби? Это дерево широко применяется в погребальных ритуалах.
(Кипарис)
Приложение 2б
Сторонники Трои:
1) Андромаха
2) Гектор
3) Парис
4) Приам
5) Аполлон
6) Артемида
7) Афродита
Противники Трои:
1) Агамемнон
2) Ахиллес
3) Одиссей
4) Патрокл
5) Афина;
6) Гера;
7) Гефест.
Приложение 3б
1. А. Блок.
Листва кружевная!
Осеннее злато!
Зову – и Трикраты
Ответствует нимфа, ответствует…
Гонимая богом-ребенком
И полная смеха…
Мне издали звонко.
(Нимфа Эхо)
2. Н. Львов.
«Матушка! пропал до смерти!
Ах! ужалила меня
С крылышками небольшая
И летучая змея,
Та, которую пчелою
Землепахари зовут».
Тут богиня отвечала:
«Если маленькой пчелы
Больно так терзает жало,
То суди ты сам теперь,
Сколько те должны терзаться,
Коих ты разишь?...»
(Эрот и Афродита)
3. Байрон.
Был твой божественный порыв
Преступно добрым – плод желанья
Людские уменьшить страданья,
Наш дух и волю укрепив.
И, свергнут с горной высоты,
Сумел так мужественно ты,
Так гордо принести свой жребий,
Противоборствуя судьбе,
Ни на Земле, ни даже в Небе
Никем не сломленный в борьбе,
Что смертным ты пример явил
И символ их судеб и сил.
(Прометей)
Приложение 1в
1) Артистичный человек, способный к перевоплощению. (Протей)
2) Самовлюбленный человек. (Нарцисс)
3) Человек, предостерегающий об опасности, которому никто не верит. (Кассандра)
4) Плод воображения. (Химера)
5) Невозмутимые, гордые, уверенные в себе люди. (Олимпийцы)
6) Долгие странствия, приключения или рассказ о них. (Одиссея)
7) Бдительный сторож. (Аргус)
8) Человек, который связан с родной землей. (Антей)
9) Грозный военачальник. (Зевс)
10) Замечательный музыкант, певец. (Орфей)
11) Поэтическое вдохновение. (Пегас)
12) Коварная обольстительница. (Цирцея)
13) Враждебная сила, борьба с которой очень трудна. (Гидра)
14) Злая женщина, нечто чудовищное. (Фурия)
15) Свирепый, неумолимый страж. (Цербер)
16) Злое, насмешливое существо. (Ехидна)
17) Красивый молодой человек. (Аполлон)
Литература.
Диянова В.В. Развлекательно-познавательная игра для 5 класса «Мифы народов мира»
Гузик М.А. В поисках золотого руна. М.: «Просвещение», 1994
Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов по мифологии. Ярославль: «Академия развития», 1997
Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль: «Академия развития», 1998
Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2-х ч. Ч.1. М.: «Дрофа», 1996
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Новосибирск: «Наука», 1991
Мифология. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998
наверх