Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления.
Для данной технологии характерны следующие подходы к обучению:
1. Деятельностные подходы, обеспечивающие возможность организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся, а не пассивного овладения знаниями. При этом важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение этих знаний на практике.
2. Главным в деятельности учителя является не преподавание. Учитель выступает не столько как источник знаний и контролирующий субъект познания, а как координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности детей.
3. Активность субъектов познания. Она связана в первую очередь в способности адекватно оценивать существующее положение дел, ответственности за результат обучения.
4. Активные и интерактивные формы обучения, предполагающие общение между субъектами процесса познания.
5. Дифференциацию обучения с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт.
6. Обучение в сотрудничестве, использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.
Базовая модель урока включает в себя три последовательные стадии: вызов, осмысление, рефлексию.
Вызов. На этой стадии происходит выявление первоначального представления учащихся по теме обсуждения. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по теме обсуждения, инвентаризировать имеющиеся знания. Кроме этого эта стадия способствует активизации обучаемого, настрою на тему обсуждения и пробуждению его интереса к теме, что является своеобразным мотивационным этапом.
Осмысление. Эта стадия начинается вместе с вводом новой информации. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся.
Рефлексия. Целью этой стадии является присвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение новых понятий. Часто на этой стадии происходит постановка новых вопросов, что может послужить стадией вызова к следующему уроку.
Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слышать и слушать, объединяться для групповой деятельности, способности встать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной точке зрения. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а наоборот углубление ее. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать участие в дискуссии учащиеся должны обладать знаниями в той или иной области. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде, чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с текстом, либо другим источником информации, в которых приведены противоположные точки зрения по той или иной проблеме.
Вызов. Коллективная форма работы. После объявления темы занятия можно выяснить отношение каждого из учащихся к теме. После этого на доску записываются имена детей, которые оказались сторонниками и противниками
Осмысление. Индивидуальная работа. Данная стадия начинается с того, что учащиеся знакомятся с текстом «...». В процессе чтения текста подчеркиваются цитаты, которые свидетельствующие в пользу ....и наоборот. Если цитата в пользу .... на полях ставится «+», если против, то «-».
Рефлексия.
1. Коллективная форма работы. После прочтения текста обсуждается та информация, которая свидетельствует в пользу и против. При этом учащиеся еще раз обращаются в к тексту и зачитывают те цитаты, которые они для себя отметили. Если какая-либо информация, важная по мнению учителя оказалась незамеченной учитель должен обратить на нее внимание школьников и обсудить.
2. Коллективная форма работы. Учитель записывает дискуссионный вопрос. Групповая форма работы. Класс разбивается на две группы. Опираясь на текст каждая группа на одном листке формулирует аргументы в пользу, на другом- против.
3. Коллективная форма работы. Определяются команды отрицания и утверждения. Эти команды могут быть определены по желанию учащихся, но могут быть и назначены учителем.
4. Групповая форма работы. Обсуждение правил проведения дискуссии. Учащиеся получают листы с описанием правил ведения дискуссии и обсуждают их в группе.
Правила ведения дискуссии.
1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.
2. Высказывайте свое мнение свободно, но и дайте возможность высказаться другим.
3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.
4. Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только «Я с Вами не согласен».
5. Не спорьте об очевидном, вы теряете время.
6. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
7. Групповая работа. Обмен аргументами. Каждая из команд получает аргументы «за» или «против» противоположной команды и объединяет их со своими.
8. Коллективная работа. Проведение перекрестной дискуссии. Команда «утверждения» приводит свой аргумент в пользу ядерной энергетики, затем команда «отрицания» высказывает свой контраргумент. Дате команда «отрицания» приводит свой аргумент, а команда «утверждения» - свой контраргумент. Так продолжается до тех пор, пока у команд не иссякнут аргументы.
9. Индивидуальная работа. В качестве заключительной рефлексии целесообразно учащимся написать краткое эссе на предложенную дискуссионную тему по предложенной учителем структуре:
- Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны (здесь идет формулировка противоположной точки зрения).
- Но все-таки я считаю (формулируется собственная точка зрения).
- Потому, что (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).
10. Коллективная форма работы. Учащиеся по желанию зачитывают свои эссе. После этого необходимо возвратиться к стадии вызова и обратить внимание детей на их первоначальную точку зрения по проблеме. Здесь уместно спросить школьников, изменилось ли их первоначальное мнение или нет, а также обсудить, что могло повлиять, если мнение изменилось.
11. Коллективная работа. Подведение итогов урока. Здесь важным является осмысление каждым участником проделанной работы и оценка степени активности личности по следующим показателям:
- Инициатива и поддержка инициатив других, создание благоприятной атмосферы для дискуссии.
- Пассивность в работе, подчинение требованиям группы.
- Отказ от работы, противопоставление себя другим.