Есть в применении ИКТ и минусы. Наиболее существенный - заданность урока, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если урок свернул в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но это случается и с обычным уроком, когда в ходе урока учитель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться. Второй недостаток применения характерен для всех новых технологий в начале их применения - очень большое время на подготовку к уроку.
Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы, число которых значительно увеличивается. Опыт же использование компьютерного курса позволяет сделать следующие выводы по методике проведения уроков. Во-первых, восприятие готового курса отличается в восприятии школьников от учительской презентации - они зачастую воспринимают сюжет на экране как "кино". Поэтому задача учителя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Как это иногда не обидно, строить подачу нового материала только на просмотре программы (даже, если компьютерный урок хорошо разработан), как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Естественно, можно применить методы активизации, которые позволят это внимание удержать.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы "Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства", программа "Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. Электронная книга "История России с древнейших времён” С.М. Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода "Слова о полку Игореве”, "Историю Петра" и "Историю Пугачёва” А.С. Пушкина.
Например, электронное издание "История России ХVII-XIX века", может стать полезным многим учителям. На этапе объяснения нового материала изобразительный ряд и рассказ учителя взаимно дополняют друг друга, способствуя усвоению знаний.
Как можно судить по публикациям в специализированных изданиях ("Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе" и др.) и беседам с учителями, именно данная форма работы получает сегодня наибольшее распространение, поэтому остановимся на ней более подробно.
В качестве примера рассмотрим сдвоенный урок по такой традиционно трудной теме как "Революционно-демократическое движение 1860-х - 1870-х гг." (8 класс).
Объяснение учителем нового материала | Изобразительная поддержка | Действия учащихся |
1. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. самыми видными представителями революционно-демократического движения в России были А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Первоначально они придерживались западнических взглядов. Однако, уехав в эмиграцию, Герцен и Огарев разочаровались в западной действительности. Герцен выдвинул идею, что Россия сможет благодаря крестьянской общине прийти к социализму, минуя капитализм. | А.И. Герцен и Н.П. Огарев (фотография).
| В процессе рассказа учитель задает детям вопросы о Герцене и Огареве (о которых они уже узнали на предыдущих занятиях), о западничестве и славянофильстве как течениях русской общественной мысли 1840-х гг. Теория Герцена о возможности России прийти к социализму через крестьянскую общину фиксируется в тетради. |
2. В Лондоне Герцен и Огарев создали Вольную русскую типографию. Газета "Колокол" и другие нелегальные революционные издания тайно провозились в Россию. | Первый номер газеты "Колокол". | Информация фиксируется в тетрадях. |
3. Россия потерпела поражение в Крымской войне. | Парижский конгресс 1856 г. | Ребята вспоминают ранее изученный материал годы крымской войны причины и последствия поражения России основные либеральные реформы условия освобождения крестьян от крепостной зависимости |
4. После поражения в Крымской войне новый император Александр II приступил к реформам. Важнейшей из них стало освобождение крестьян. Ослаб цензурный гнет, оживилась общественная жизнь. | Освобождение крестьян (1861 г). | |
5. Революционно настроенные деятели считали царские реформы недостаточными и грабительскими. Выразителем их настроений стал журнал "Современник", возглавляемый Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым. Была также создана подпольная организация "Земля и воля", которая вела работу по подготовке народа к восстанию. | Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов (портреты). | Учащиеся работают с разделом учебника, посвященным революционным демократам 1860-х гг., фиксируют основные положения их программы в тетрадях. |
6. Надежды революционеров на крестьянскую революцию не оправдались. Движение пошло на спад, многие революционеры, в том числе и Чернышевский, были арестованы и сосланы. "Земля и воля" самораспустилась. | "Под конвоем" (историческая картина). | Ученики размышляют над вопросом о том, почему не оправдались надежды революционных демократов на крестьянскую революцию (в качестве "затравки" для дискуссии можно привести известные слова Н.Г. Чернышевского "Русский народ - это нация рабов. Снизу доверху - все рабы"). |
7. В 1866 г. революционер Каракозов стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Он был приговорен к смертной казни и повешен, правительство усилило репрессии. | Д.В. Каракозов (портрет). Фрагмент художественного фильма "Роман императора" про неудачное покушение на Александра II. | Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях. |
8. К началу 1870-х гг. главным направлением общественного движения стало народничество. Народники считали своей целью освобождение народа и построение справедливого социалистического общества. Либеральные народники рассчитывали достичь этой цели мирным путем. Революционные народники мечтали о ниспровержении существующего строя. Главную движущую силу революции они видели в крестьянах. | Русский крестьянин. | Ученики фиксируют в тетрадях основные положения народнической программы, различия между революционными и либеральными народниками (в виде таблицы или схемы). |
9. В 1870-е гг. преобладающее значение имело революционное народничество, тремя основными идеологами которого являлись М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, возглавлявшие соответственно анархическое, пропагандистское и заговорщическое течение в революционном народничестве. | Портреты М.А. Бакунина, П.П. Лаврова, П.Н. Ткачева. | Работа по группам (с помощью учебника, разбившись на группы, учащиеся устанавливают особенности каждого течения). |
10. В 1874 г. народники предприняли "хождение в народ" - масштабную акцию по распространению революционных идей среди крестьян. Однако народ оказался невосприимчив к революционной пропаганде. Полиция провела массовые аресты. | "Арест пропагандиста" (художник И. Репин). | Факт фиксируется в тетрадях. Учащиеся комментируют картину, выявляют особенности действующих лиц, отвечают на вопросы, что постарался подчеркнуть художник, кому он сочувствует. |
11. Для пропаганды революционных идей среди народа в 1876 г. была создана организация под старым названием "Земля и воля". Однако результативность этой пропаганды продолжала оставаться невысокой. В народнической среде обострились споры. | "Вечеринка" (художник В.Е. Маковский) | Работа с изображением: ученики определяют социальное положение героев картины, предмет разговора. |
12. В 1878 г. революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, желая отомстить за применение телесного наказания к политическому заключенному (студенту Боголюбову). Эта история произвела большое впечатление на народников. Многие увидели в терроре средство революционной пропаганды и дестабилизации власти. | Портрет В.И. Засулич. | Факт фиксируется в тетрадях. |
13. В 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации - "Народная воля" и "Черный передел". Если чернопередельцы считали необходимым по-прежнему вести пропагандистскую работу, то народовольцы сделали ставку на террор. | Члены Исполнительного комитета "Народной Воли". | Учащиеся с помощью изображения и учебника фиксируют основные положения программы "Народной воли", год ее образования, лидеров, главные политические акции. |
14. Очень быстро народовольцы перешли от убийства отдельных чиновников к "охоте на царя". С.Н. Халтурин поступил на службу краснодеревщиком в Зимний дворец и устроил там большой взрыв. Царь уцелел благодаря случайности. | Портрет С.Н. Халтурина. | Факт фиксируется в тетрадях. |
15.1 марта 1881 г. покушение на царя увенчалось успехом (следует более или менее подробный рассказ о событиях этого дня). | Картина "Покушение на Александра II. Взрыв первой бомбы". Церковь Спаса-на-Крови, воздвигнутая на месте убийства Александра II. | Факт фиксируется в тетрадях. Работа с изображением: на что похож храм Спаса-на-крови, почему было выбрано именно такое архитектурное решение. |
16. После убийства Александра II народного восстания, вопреки ожиданиям народовольцев, не произошло. Начались репрессии. Четверо видных деятелей "Народной воли" (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов) и непосредственный исполнитель теракта Н.И. Рысаков были повешены. | В зале суда. | Факт фиксируется в тетрадях. |
17. Новый император Александр III отказался даже от ограниченных реформ своего отца. В общественном движении стали преобладать либералы и либеральные народники. | Портрет Александра III. | Ученики размышляют над вопросом об исторической роли революционных народников. |
Этап закрепления и проверки знаний
Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.
Применение компьютерных технологий на данном этапе позволяет ученикам, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, усваивать материал на различных уровнях. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. На данном этапе уместно применение различных обучающих компьютерных карточек. На протяжении многих лет учителю приходилось делать обучающие карточки на бумаге. Но такие карточки были очень трудоёмки.
В этом смысле компьютерные обучающие карточки оказываются наиболее эффективными. В них реализовано пошаговое заполнение пропусков, причём каждый шаг контролируется компьютером. Заполнив очередной пропуск ученик нажимает на кнопку "Проверить" и сразу высвечивается результат "Верно!" или "Неверно!". В случае неверного ответа компьютер дает конструктивный совет.
Компьютерный учебник "помнит" об успехах и неудачах школьника. В первую очередь это видно по индикаторам усвоения тем. При первом "входе" в учебник они горят тревожным красным цветом. По мере выполнения заданий, включенных в каждую тему, индикаторы меняют цвет на спокойный зеленый.
На этапе проверки знаний наиболее популярным методом на сегодняшний день становятся тестовые задания, в чём же их преимущество? Компьютерные тесты обеспечивают быструю и качественную обратную связь. При ответе на очередной вопрос компьютерного теста тут же появляется сообщение: "Верно!" или "Неверно!". В некоторых компьютерных тестах при правильном ответе произносится фраза: "Верно. Вам не отказать в сообразительности", а при неправильном ответе: "Жаль, но вы обманули мои ожидания. Очевидно, вы невнимательно читали учебник". При неправильном ответе на вопрос ученик может повторить вопрос, т.е. ответить на него заново, пока не получит правильный ответ. При оценке правильности ответа учитывается только первая попытка ответа на вопрос.
После ответа на вопросы теста появляется таблица оценки результатов, в которой фиксируется количество верных и неверных ответов, время выполнения теста.
Компьютер показывает полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё раз и с кем именно, т.е. компьютер показывает направления для индивидуальной работы.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.
Отказываться от компьютера при изучении истории нельзя. Интересные и разнообразные иллюстрации, дикторское сопровождение уроков, игровые элементы подачи материала превращают процесс обучения в увлекательное занятие.
Критерий полезности, можно сформулировать так: та или иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
В качестве примера можно рассмотреть электронное издание "История России в XVII-ХIХ веках". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
На этапе проверки знаний учащимся предъявляются различные изображения, либо уже знакомые им в процессе изучения темы, либо незнакомые, но посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать "эффект узнавания". Второй вариант является оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале. Изображения при работе на данном этапе урока презентуются без сопроводительных подписей, в хронологическом порядке (опыт показывает, что нарушение хронологического порядка чрезмерно усложняет задание и делает его непосильным для большинства школьников, однако и такой вариант может использоваться в сильных классах, а также на различных исторических вечерах, викторинах и т.п.). Задача учеников - определить, чему посвящено изображение ("придумать собственную подпись"). Работа может выполняться как устно, так и в письменной форме.
Например, при опросе по теме "Отечественная война 1812 г." учащимся в качестве контрольных могут быть предъявлены следующие изображения:
а) портрет императора Александра I;
б) портрет императора Наполеона;
в) переход французских войск через Неман;
г) карта-схема Бородинского сражения;
д) портрет М.И. Кутузова;
е) военный совет в Филях;
ж) Наполеон ждет делегацию с ключами от Москвы;
з) пожар Москвы;
и) М.И. Кутузов и генерал Лористон;
к) переправа французов через реку Березина.
Использование десяти изображений - оптимально на данном этапе урока: учащиеся не утомляются, процедура контроля знаний упрощается.
На этапе закрепления нового материала могут быть использованы самые разнообразные формы работы, но опыт показывает, что наиболее эффективно изучение отдельной сюжетной картины. Возможны два варианта: задание по картине, пробуждающее познавательную деятельность учащихся, и собственный рассказ учителя.
Пример первого варианта: учитель представляет картину С.В. Иванова "Юрьев день". Учащиеся должны объяснить смысл сцены, изображенной художником, назвать главных действующих лиц. Второй вариант: рассказ учителя по картине Б.М. Кустодиева "В московской гостиной 40-х гг.". Последовательно перечисляя героев полотна, преподаватель кратко характеризует их взгляды и роль в развитии русской общественной мысли.
Электронное издание "История России XVII-XIX века" позволяет подготовить качественные презентации к урокам, посвященным анализу данных процессов.
Таким образом можно выделить выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
1. Автоматизируется отработка базовых навыков за более короткий промежуток времени, за счет увеличения объёма выполненных заданий.
2. Повышается интерес, интеллектуальная активность и работоспособность учеников.
3. Ученик имеет возможность контролировать темп деятельности и уровень сложности, тем самым обеспечивается уровневая дифференциация.
4. Компьютер помогает учителю проконтролировать не только окончательные, но и промежуточные результаты, количество допущенных ошибок, тут же выявить пробел в знаниях и спланировать дальнейшую работу.
На современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.
Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;
2. Повышение производительности урока;
3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.
4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.
5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.
Собрав необходимый материал для урока на CD, учитель может в нужный момент использовать его на уроке. С каждым годом возможности учителей будут расширятся, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением школ к высокоскоростному Интернету; Что скажется на формировании устойчивого интереса к обучению.
Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю истории. Это связано с тем, что специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом.
Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы. В своей работе мы подробно описали возможности использования Интернет-ресурсов. Информация, взятая в сети Интернет увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии.
Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Познавательную активность у всех участников образовательного процесса вызывает Интернет. Учащимся предоставляется возможность поработать в сети в познавательных и учебных целях.
Для пополнения понятийного багажа и кругозора служит набор энциклопедий и словарей.
Информация, содержащаяся в сети Интернет наполнена полезным для учителя содержанием. В Интернете можно узнать последние новости в области образования, сайты образовательной направленности (Большая перемена, Профильное обучение), нормативные документы, а также полезные программы.
Как одна из форм проверки знаний учащихся может использоваться тестирование. Оно позволяет объективно оценить знания учащихся, автоматизировать процесс подведения итогов и избавляет преподавателя от необходимости траты времени на проверку контрольных работ.
Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.
Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.
Список использованной литературы
Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.
Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.
Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.
Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.