Урок по МХК в 10 классе
Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)»
Тип: урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Форма: активный семинар
Цель: - понимание учащимися представлений о месте человека в мире и его возможностях в эпоху Возрождения;
- развитие умений анализа и общения на основе знаний об эпохе Возрождения;
- развитие у учащихся способностей к анализу выразительных средств.
Понятия: античность, средневековье, Возрождение, Пико Делла Мирандолла, Марсилио Фичино, Леон Баттиста Альберти, Сонет, Шекспир, О.Лассо.
Оборудование: магнитафон, фортепиано, портреты Микеланджело, Шекспира, О. Лассо, Палестрины, репродукции картин:
1 ряд Рафаэль С. «Сикстинская мадонна», Мирон «Дискобол», Микеланджело «Пьета», Бенедетто Антелами «Статуя музыканта» в Парме, Афинодор «Лаокоон», Мастер Вышебродский «Рождество», «Страшный суд» рельеф портала собора Сен-Лазар в Отене.
2 ряд: Рафаэль С. «Донна Велата», Ван Клеве Старший «Портрет безбородого мужчины», Леонардо да Винчи «Автопортрет», «Джоконда», Пинтуриккьо «Портрет мальчика», Тициан «Портрет Ипполита Риминальди», Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», аудиозапись Палестрины «Месса» папы Марчелло (фрагмент), ноты О.Лассо «Чакона», кубик для лото, скульптура человека, бумажные фигуры мужчины и женщины эпохи Возрождения, береты и воротники участникам диалога.
План урока:
1. Вступительное слово учителя
2. Выступление учащихся с краткими докладами
3. Итог урока
4. Объяснение домашнего задания.
Ход урока.
На прошлом уроке мы говорили, что средневековая церковь считала монаха, истощавшего свое тело в постах, проводившего дни и ночи в размышлениях о боге и загробной жизни, идеалом человека. Но экономический рост и политические изменения в странах Европы стали причиной взрыва интеллекта, взрыва духа. Церковному человеку противопоставили нового героя, стремящегося изведать все радости жизни, познать и подчинить себе окружающий мир. И подобно тому, как выступающий против отца сын находит поддержку у деда, так человек эпохи Возрождения, борясь против средневековых предрассудков, искал аргументы в богатом наследии античной культуры.
Видеоряд №1. Необходимо классифицировать по эпохам:
Вопрос: произведения, каких эпох близки друг другу и почему? Результаты.
(античности и Возрождения, потому что, в отличии от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку).
Каким же был человек эпохи Возрождения?
Какого его место во Вселенной? На эти вопросы мы вместе ответим.
Тема урока: «Человек в центре мира»
У. Представьте: вы находитесь в необычном обществе, в окружении многих известных людей того времени. Среди них мыслители, государственные и общественные деятели, ученые, писатели и художники. Почему так сосредоточены их лица? Прислушаемся, о чем они ведут свой разговор.. Вот берет слово известный гуманист и философ. Пико Делла Мирандолла.
У-к: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочитаешь… О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет!»
У-к. «Я священник Марсилио Фачино познал мир и жизнь. Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал… Человек может все».
Вопросы:
1. Какое слово является ключевым в этих высказываниях? (человек)
2. Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? (в центр мира)
3. Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа? (свободным и славным мастером, который сформирует себя в тот образ, который сам предпочитает).
Да, человек наделен поистине титаническими возможностями! Он центр вселенной, от его воли и разума в этом мире зависит все!
У-к. Но не слишком ли смелы и дерзки высказывания философов? А как же Бог-творец всего сущего на земле? Какая теперь ему отводится роль? Человек того времени рассуждал примерно так:»Что сделал Бог? И что делаю я?» - спрашивал он себя. Обращаясь к Богу, он говорил: «Ты сотворил меня по своему облику и подобию. Ты творец, и я творец. Значит, я Тебе равен?! Не правда ли, очень смелые суждения!
У. Кстати, вот как об этом говорит художник, архитектор и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти.
У-к: «Природа, т.е. Бог, включила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное… Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря, которым он может исследовать, различать и передавать, что должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя… Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом».
Вопрос: Для чего же рождается человек, по мнению Л.Б. Альберти?
Итак, в центре мироздания – свободный человек. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.
У-к. Интересны культуры и искусства средневековья были «вертикальными» - от земли к небу, от чувственного в сверхчувственному, божественному, интересы Возрождения можно назвать «горизонтальными» к земному миру, новым странам, тайнам человеческой индивидуальности, общественному человеку. Человек Возрождения был, конечно, достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера в собственные силы была открыта и пережита в полной мере. Человек – мера всех вещей.
У. Нигде так образно и обобщенно не была представлена человеческая личность, как в искусстве портрета, достигшего вершины мастерства в творчестве художников Возрождения.
Видеоряд №2.
- Что вы заметили общего в портретах? (лица крупным планом, красивы, не очень индивидуальны, благородны)
- Достойны ли эти лица, чтобы навсегда остаться в веках?
У-к: «Благородство определяется не принадлежностью к знаменитому роду, ни цветом крови, ибо кровь, говорит Петрарка, «всегда одного цвета. Истинно благородный человек, считает он, не рождается с великой душой, но сам делает таковым великим своими делами». Достоинство не зависит от происхождения, человек заслуживает его своей жизнью».
У. Человек существо самостоятельное, обладающий свободной волей и потому имеющий право на индивидуальность.
Рассмотрим портрет этого человека. Проанализируйте.
У-к: Этот «Портрет мальчика» Пинтуриккьо (ок. 1454-153), созданный в 80-е годы 15 столетия. В чем причина неотразимой прелести этой небольшой и скромной картины, которая останавливает наше внимание даже радом с шедеврами прославленных мастеров? Неужели только в том, что художник просто и безыскусно изобразил то, что видел перед своими глазами?
Мы видим тонкий поэтический образ, старательно выполненный художником. Кажется, создавая портрет, он опасался упустить мельчайшую подробность его внешнего облика. Уверенный, но все еще по-детски мальчишеский взгляд, тонко очерченный лоб, нос, глаза, подбородок… Точность рисунка позволила донести до зрителя и такую деталь, как едва заметно выпяченные губы.
У-к: Одно из лучших творений Тициана. Перед нами одухотворенная личность, которой одновременно присущи глубокий интеллект, благородство, горечь сомнений и разочарований. В его глазах тревожное предчувствие грядущих трагедий, которыми богат 16 век. Преобладающие строгие, темные тона лишь усиливает ощущение тревоги. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «Я». Этот портрет часто ассоциирует с Гамлетом – героем известной шекспировской трагедии, который решал для себя жизненно важный вопрос:
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
смирится под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертный схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться…
Анализ произведения Пинтуриккью «Портрет мальчика».
Действительно, что лучше, спокойно жить, прозябая, или жить достойно, не смиряясь под ударами судьбы?
В сонетах Шекспира живо ощутила мощь и высота представлений о человеке. Они вводят читателя в самую прекрасную область жизни - в мир духовной красоты человека.
Прочитайте сонеты Шекспира.
Сонет120:
То, что мой друг бывал, жесток со мной,
Полезно мне. Сам, испытав печаль,
Я должен гнуться под своей виною,
Коль это сердце – сердце, а не сталь.
И если я потряс обидой друга,
Как он меня, - его терзает ад,
И у меня не может быть досуга
Припоминать обид минувших ад.
Пускай та ночь печали и томленья
Напомнит мне, что чувствовал я сам,
Чтоб другу я принес для исцеленья,
Как он тогда, раскаянья бальзам
Я все простил, что испытал когда-то,
И ты прости – взаимная расплата!
Сонет 121:
Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль её судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд порочных чужих глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословия.
Я – это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру,
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера.
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!
Для культуры Возрождения слово было очень важным, потому что слово понималось, тогда как высшее проявление человеческой природы.
Послушайте Шекспира:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен не грабеж, измену, хитрость,
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб
Не верь тому, - Слушай эту песню.
Прослушайте фрагменты трех музыкальных произведений и определите эпоху:
1. Средства музыкальной выразительности: О. Лассо, из кинофильма Жестокий романс – Любовь, волшебная страна А. Петров
2. Чакона - О. Лассо
4. Турецкий марш-Моцарт
- Что знаем о. Лассо?
Чакона лад, темы, форма, динамика, мелодия, образ, характер.
- Какая музыка звучала вначале урока?
- Какая по складу мелодия? (полифония)
У. На смену сложному хитросплетению многих равных между собой голосов приходит главенство одного. И этот главный, ведущий голос музыки – мелодия – оказался способным выразить «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» - Микеланджело.
Взлет человеческого духа, таланта, дерзания, Золотой век искусства. Титанические личности, наделенные многообразием талантов. Один человек мог быть художником, скульптором, архитектором, поэтом, философом, ученым, причем это поразительное многообразие дарований всегда высокого уровня Данте и Джотто, Петрарка и Боккаччо, Мазаччо и Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело и Тициан, Джорджоне и Макиавелли.
Вывод: великие мастера эпохи Возрождения стремились глубоко понять духовный мир человека, главной темой их произведений стала победа добра над злом, человек – венец природы!
Домашнее задание (творческая работа): Вы – журналист, ваша задача дать материал в любой журнал (в котором работаете), чтобы это было интересно именно данному кругу читателей.
В «Караван» - история, какой – то личности Возрождения
«Домашний очаг» - семейные ценности, тема материнства.
«Geo» – путешествие по стране, репортажи в разделы моды, бизнеса, нравов.
Взлет человеческого духа, таланта, дерзания, Золотой век искусства. Титанические личности, наделенные многообразием талантов. Один человек мог быть художником, скульптором, архитектором, поэтом, философом, ученым, причем это поразительное многообразие дарований всегда высокого уровня Данте и Джотто, Петрарка и Боккаччо, Мазаччо и Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело и Тициан, Джорджоне и Макиавелли.
Задание: Метод работы, какого гения эпохи возрождения я демонстрирую, и объясните его.
«Сохранился рассказ ученика и биография Микеланджело, Вазари, который очень наглядно и образно воспроизводит процесс работы великого мастера: глиняную или восковую модель Микеланджело опускал в ящик с водой, затем эту модель он понемногу приподнимал, постепенно освобождая ее поверхность и объем, и одновременно снимал соответствующие освобожденным от воды поверхностям модели части глыбы. Этот метод требует от скульптора огромного напряжения пластической фантазии, ведь художник в глыбе должен угадать очертания будущей статуи. Этот метод предполагает, что наибольшее количество выступов формы будет сосредоточенно на передней плоскости глыбы, именно так Микеланджело увидел «Давида» и, несмотря на несовершенство глыбы, сумел в нем осуществить задуманную статую.»
- развитие умений анализа и общения на основе знаний об эпохе Возрождения;
- развитие у учащихся способностей к анализу выразительных средств.
Понятия: античность, средневековье, Возрождение, Пико Делла Мирандолла, Марсилио Фичино, Леон Баттиста Альберти, Сонет, Шекспир, О.Лассо.
Оборудование: магнитафон, фортепиано, портреты Микеланджело, Шекспира, О. Лассо, Палестрины, репродукции картин:
1 ряд Рафаэль С. «Сикстинская мадонна», Мирон «Дискобол», Микеланджело «Пьета», Бенедетто Антелами «Статуя музыканта» в Парме, Афинодор «Лаокоон», Мастер Вышебродский «Рождество», «Страшный суд» рельеф портала собора Сен-Лазар в Отене.
2 ряд: Рафаэль С. «Донна Велата», Ван Клеве Старший «Портрет безбородого мужчины», Леонардо да Винчи «Автопортрет», «Джоконда», Пинтуриккьо «Портрет мальчика», Тициан «Портрет Ипполита Риминальди», Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», аудиозапись Палестрины «Месса» папы Марчелло (фрагмент), ноты О.Лассо «Чакона», кубик для лото, скульптура человека, бумажные фигуры мужчины и женщины эпохи Возрождения, береты и воротники участникам диалога.
План урока:
1. Вступительное слово учителя
2. Выступление учащихся с краткими докладами
3. Итог урока
4. Объяснение домашнего задания.
Ход урока.
На прошлом уроке мы говорили, что средневековая церковь считала монаха, истощавшего свое тело в постах, проводившего дни и ночи в размышлениях о боге и загробной жизни, идеалом человека. Но экономический рост и политические изменения в странах Европы стали причиной взрыва интеллекта, взрыва духа. Церковному человеку противопоставили нового героя, стремящегося изведать все радости жизни, познать и подчинить себе окружающий мир. И подобно тому, как выступающий против отца сын находит поддержку у деда, так человек эпохи Возрождения, борясь против средневековых предрассудков, искал аргументы в богатом наследии античной культуры.
Видеоряд №1. Необходимо классифицировать по эпохам:
Вопрос: произведения, каких эпох близки друг другу и почему? Результаты.
(античности и Возрождения, потому что, в отличии от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку).
Каким же был человек эпохи Возрождения?
Какого его место во Вселенной? На эти вопросы мы вместе ответим.
Тема урока: «Человек в центре мира»
У. Представьте: вы находитесь в необычном обществе, в окружении многих известных людей того времени. Среди них мыслители, государственные и общественные деятели, ученые, писатели и художники. Почему так сосредоточены их лица? Прислушаемся, о чем они ведут свой разговор.. Вот берет слово известный гуманист и философ. Пико Делла Мирандолла.
У-к: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочитаешь… О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет!»
У-к. «Я священник Марсилио Фачино познал мир и жизнь. Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал… Человек может все».
Вопросы:
1. Какое слово является ключевым в этих высказываниях? (человек)
2. Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? (в центр мира)
3. Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа? (свободным и славным мастером, который сформирует себя в тот образ, который сам предпочитает).
Да, человек наделен поистине титаническими возможностями! Он центр вселенной, от его воли и разума в этом мире зависит все!
У-к. Но не слишком ли смелы и дерзки высказывания философов? А как же Бог-творец всего сущего на земле? Какая теперь ему отводится роль? Человек того времени рассуждал примерно так:»Что сделал Бог? И что делаю я?» - спрашивал он себя. Обращаясь к Богу, он говорил: «Ты сотворил меня по своему облику и подобию. Ты творец, и я творец. Значит, я Тебе равен?! Не правда ли, очень смелые суждения!
У. Кстати, вот как об этом говорит художник, архитектор и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти.
У-к: «Природа, т.е. Бог, включила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное… Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря, которым он может исследовать, различать и передавать, что должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя… Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом».
Вопрос: Для чего же рождается человек, по мнению Л.Б. Альберти?
Итак, в центре мироздания – свободный человек. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.
У-к. Интересны культуры и искусства средневековья были «вертикальными» - от земли к небу, от чувственного в сверхчувственному, божественному, интересы Возрождения можно назвать «горизонтальными» к земному миру, новым странам, тайнам человеческой индивидуальности, общественному человеку. Человек Возрождения был, конечно, достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера в собственные силы была открыта и пережита в полной мере. Человек – мера всех вещей.
У. Нигде так образно и обобщенно не была представлена человеческая личность, как в искусстве портрета, достигшего вершины мастерства в творчестве художников Возрождения.
Видеоряд №2.
- Что вы заметили общего в портретах? (лица крупным планом, красивы, не очень индивидуальны, благородны)
- Достойны ли эти лица, чтобы навсегда остаться в веках?
У-к: «Благородство определяется не принадлежностью к знаменитому роду, ни цветом крови, ибо кровь, говорит Петрарка, «всегда одного цвета. Истинно благородный человек, считает он, не рождается с великой душой, но сам делает таковым великим своими делами». Достоинство не зависит от происхождения, человек заслуживает его своей жизнью».
У. Человек существо самостоятельное, обладающий свободной волей и потому имеющий право на индивидуальность.
Рассмотрим портрет этого человека. Проанализируйте.
У-к: Этот «Портрет мальчика» Пинтуриккьо (ок. 1454-153), созданный в 80-е годы 15 столетия. В чем причина неотразимой прелести этой небольшой и скромной картины, которая останавливает наше внимание даже радом с шедеврами прославленных мастеров? Неужели только в том, что художник просто и безыскусно изобразил то, что видел перед своими глазами?
Мы видим тонкий поэтический образ, старательно выполненный художником. Кажется, создавая портрет, он опасался упустить мельчайшую подробность его внешнего облика. Уверенный, но все еще по-детски мальчишеский взгляд, тонко очерченный лоб, нос, глаза, подбородок… Точность рисунка позволила донести до зрителя и такую деталь, как едва заметно выпяченные губы.
У-к: Одно из лучших творений Тициана. Перед нами одухотворенная личность, которой одновременно присущи глубокий интеллект, благородство, горечь сомнений и разочарований. В его глазах тревожное предчувствие грядущих трагедий, которыми богат 16 век. Преобладающие строгие, темные тона лишь усиливает ощущение тревоги. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «Я». Этот портрет часто ассоциирует с Гамлетом – героем известной шекспировской трагедии, который решал для себя жизненно важный вопрос:
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
смирится под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертный схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться…
Анализ произведения Пинтуриккью «Портрет мальчика».
Действительно, что лучше, спокойно жить, прозябая, или жить достойно, не смиряясь под ударами судьбы?
В сонетах Шекспира живо ощутила мощь и высота представлений о человеке. Они вводят читателя в самую прекрасную область жизни - в мир духовной красоты человека.
Прочитайте сонеты Шекспира.
Сонет120:
То, что мой друг бывал, жесток со мной,
Полезно мне. Сам, испытав печаль,
Я должен гнуться под своей виною,
Коль это сердце – сердце, а не сталь.
И если я потряс обидой друга,
Как он меня, - его терзает ад,
И у меня не может быть досуга
Припоминать обид минувших ад.
Пускай та ночь печали и томленья
Напомнит мне, что чувствовал я сам,
Чтоб другу я принес для исцеленья,
Как он тогда, раскаянья бальзам
Я все простил, что испытал когда-то,
И ты прости – взаимная расплата!
Сонет 121:
Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль её судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд порочных чужих глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословия.
Я – это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру,
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера.
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!
Для культуры Возрождения слово было очень важным, потому что слово понималось, тогда как высшее проявление человеческой природы.
Послушайте Шекспира:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен не грабеж, измену, хитрость,
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб
Не верь тому, - Слушай эту песню.
Прослушайте фрагменты трех музыкальных произведений и определите эпоху:
1. Средства музыкальной выразительности: О. Лассо, из кинофильма Жестокий романс – Любовь, волшебная страна А. Петров
2. Чакона - О. Лассо
4. Турецкий марш-Моцарт
- Что знаем о. Лассо?
Чакона лад, темы, форма, динамика, мелодия, образ, характер.
- Какая музыка звучала вначале урока?
- Какая по складу мелодия? (полифония)
У. На смену сложному хитросплетению многих равных между собой голосов приходит главенство одного. И этот главный, ведущий голос музыки – мелодия – оказался способным выразить «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» - Микеланджело.
Взлет человеческого духа, таланта, дерзания, Золотой век искусства. Титанические личности, наделенные многообразием талантов. Один человек мог быть художником, скульптором, архитектором, поэтом, философом, ученым, причем это поразительное многообразие дарований всегда высокого уровня Данте и Джотто, Петрарка и Боккаччо, Мазаччо и Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело и Тициан, Джорджоне и Макиавелли.
Вывод: великие мастера эпохи Возрождения стремились глубоко понять духовный мир человека, главной темой их произведений стала победа добра над злом, человек – венец природы!
Домашнее задание (творческая работа): Вы – журналист, ваша задача дать материал в любой журнал (в котором работаете), чтобы это было интересно именно данному кругу читателей.
В «Караван» - история, какой – то личности Возрождения
«Домашний очаг» - семейные ценности, тема материнства.
«Geo» – путешествие по стране, репортажи в разделы моды, бизнеса, нравов.
Взлет человеческого духа, таланта, дерзания, Золотой век искусства. Титанические личности, наделенные многообразием талантов. Один человек мог быть художником, скульптором, архитектором, поэтом, философом, ученым, причем это поразительное многообразие дарований всегда высокого уровня Данте и Джотто, Петрарка и Боккаччо, Мазаччо и Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело и Тициан, Джорджоне и Макиавелли.
Задание: Метод работы, какого гения эпохи возрождения я демонстрирую, и объясните его.
«Сохранился рассказ ученика и биография Микеланджело, Вазари, который очень наглядно и образно воспроизводит процесс работы великого мастера: глиняную или восковую модель Микеланджело опускал в ящик с водой, затем эту модель он понемногу приподнимал, постепенно освобождая ее поверхность и объем, и одновременно снимал соответствующие освобожденным от воды поверхностям модели части глыбы. Этот метод требует от скульптора огромного напряжения пластической фантазии, ведь художник в глыбе должен угадать очертания будущей статуи. Этот метод предполагает, что наибольшее количество выступов формы будет сосредоточенно на передней плоскости глыбы, именно так Микеланджело увидел «Давида» и, несмотря на несовершенство глыбы, сумел в нем осуществить задуманную статую.»
«Интеллектуальное лото» (кубик с вопросами)