Сегодняшняя реальность жизни такова, что при современных средствах и масштабах массовой информации, передвижения людей и товаров, глобализация является объективным и необратимым процессом. Как явление мирового масштаба, она имеет свои позитивные и негативные процессы. В частности, при глобализации непрерывно расширяются масштабы не только обмена товарами между городами нашей планеты, но и не в меньшей степени углубляется культурный диалог между ними. Идеи одних стран и народов в кротчайшие сроки становятся достоянием других. На их основе создаются другие. Достижения в технологии производства, в сфере науки, медицины, образования и т.д. отдельных ученых тоже берут на вооружение другие. Все это значительно способствует развитию человечества на пути прогресса и процветания. В этом заключается положительная роль глобализации. И это заслуживает всяческой поддержки всеми народами и странами.
Однако она имеет и свои минусы. Прежде всего, речь идет о том, что в условиях глобализации и современных средствах массовой информации возникла реальная угроза «поглощения» культуры и языка малочисленных народов культурой более многочисленных. Навсегда могут исчезнуть с лица земли многие уникальные и неповторимые культуры малочисленных народов. Красота рода человеческого заключается в том, что он разнообразен в своей культуре.
Да, диалектика культуры любого этноса такова, что она имеет свои стадии развития и упадка, как и сам ее носитель. В этой связи нельзя не согласиться с Г.Гегелем, который отмечал, что «каждый исторический народ (он разделял народы на исторические и неисторические – К.У.) в соответствии с принципом собственного духа проходит стадии становления, расцвета и упадка, после чего, выполнив свое историческое назначение, т.е. реализовав определенную форму осознания свободы, он сходит с исторической сцены. (1) Так было со многими великими этносами
на всем протяжении многовековой истории человечества. В частности, к ним относятся хаты, халды, касты, шумеры и т.д. мы не в праве быть простыми наблюдателями исчезновения культур малочисленных народов, которые в первую очередь получают основной удар этой глобализации. Каждая страна должна заботиться о сохранении и развитии их культуры и языка, закрепляя ее законодательными базами.
Самыми уязвимыми народами в деле отрицательного воздействия глобализации в нашей стране являются горцы Северного Кавказа, в том числе адыги (черкесы). Как и остальные народы мира, они имеют уникальную и неповторимую историю и культуру. В прошлом популярный иллюстрированный журнал «Глисона» еще в 1854 году писал, что «их (адыгов – К.У.) история столь продолжительна, что за исключением Китая, Египта и Персии история другой любой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Адыги терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой, но никогда, даже на короткий исторический срок, не подчинялись никому кроме собственных законов».[2] А основным их законом, которому они подчинялись, и жили на протяжении тысячелетий, был общеизвестный адыгский этикет (адыгэ хабзэ). Он является основой, фундаментом традиционной культуры народа. В нем нашли свое отражение, вплоть до мелочей все её аспекты. Для каждого адыга (черкеса) адыгский этикет не только свод неписанных законов, но он его образ жизни, его мышления.
По существу, адыгская традиционная культура – это адыгский этикет. Нет ни одного обычая, ни одной традиции, которые не отражены в адыгэ хабзэ. И чтобы понять его сущность необходимо внимательно изучить традиционную культуру народа и наоборот, чтобы понять традиционную культуру, необходимо познать адыгский этикет. Разобраться с традиционной национальной культурой это, как метко заметил Гоголь «не в описании сарафана», а в том чтобы смотреть на мир «глазами своей национальной стихии». Чтобы понять эту самую «национальную стихию» адыгов (черкесов), необходимо уяснить себе, в чем заключается адыгэ хабзэ, который является для этого народа способом восприятия мира природы и мира самого человека.
В тесной диалектической взаимосвязи находятся традиционная культура, адыгский этикет с ментальностью адыгов (черкесов). Это очень важный аспект проблемы, потому что ментальность – возможность человеческого сознания воспринимать и осваивать мир, в тех пределах и ракурсах, которые даны ему его культурой и эпохой. Ментальность народа – это «мыслительный инструментарий», который в определенную эпоху находится в распоряжении человека и исторически обусловлен, унаследован от предшествующего времени и вместе с тем непременно изменяется в процессе его творчества всей исторической практики. Для уяснения ментальности народа необходимо «докапываться» до более потаенного пласта его сознания и культуры.[3] И чтобы понять эти пласты культуры адыгов, необходимо разобраться в сущности адыгэ хабзэ. Он для них является культурной ориентацией, охватывает все стороны жизни каждого из них, начиная от самых незначительных моментов поведения человека, до принципа взаимоотношений этого этноса с другим народами, государствами. Адыгэ хабзэ для адыга больше, чем философская система взглядов на жизнь. Адыгэ хабзэ – это поведение от рождения до ухода в другой мир. С этим неписанным законом жизни он рождался и уносил его в могилу. Сложность и уникальность этого феномена заключается в том, что он пронизывал и до определенной степени сейчас всю жизнь адыгов (черкесов), присутствуя на всех уровнях сознания и поведения людей разных возрастов поколений обоих полов и независимо от социального статуса каждого. Адыгэ хабзэ всегда регулировал и регулирует поступки человека в любой жизненной ситуации, будь это в быту, на производстве или на войне. Адыгский этикет формировался и функционирует, как выражение ментальности адыгов, начиная с древнейшего периода их истории и всегда он приспосабливался к новым социально-экономическим и политическим условиям. Окончательно он сформировался в условиях феодализма в адыгском обществе. В адыгском этикете отражены и закреплены все права и обязанности, принципы взаимоотношения классов, имущественное, семейное, трудовое право, военная организация адыгского общества. Также в нем закреплены принципы функционирования всех традиционных общественных институтов адыгского общества, взаимоотношения с другими народами, прежде всего с ближайшими соседями и т.д.
Именно при феодализме у адыгов создается особый этикет феодалов – уэркъ хабзэ (дворянский этикет). Он создан на основе общеадыгского этикета, но он более изящный, более подчеркнуто требует соблюдения всех принципов адыгского этикета, в отличии от этикета простого народа.
В традиционной культуре адыгов, их этикете огромное внимание уделяется комплексной системе воспитания подрастающего поколения. До мелочей, как по военному уставу расписаны все принципы военно–физического, умственного, трудового, эстетического, нравственно-этического воспитания молодежи. В этом неоценимая роль адыгского этикета. Для подрастающего поколения большинство из этих принципов не потеряли своей актуальности и сегодня. Научная педагогика обязана использовать их в обучении и воспитании детей.
Непреходящее значение имеют многие принципы адыгского этикета взаимоотношение членов семьи, которые представлены в нем. Очень привлекательными и полезными в нем являются многие свадебные обряды адыгов, которые детализированы в адыгском этикете и несут в себе много позитивного. Большое значение придает адыгэ хабзэ уважительному отношению к человеку, особенно к женщинам и пожилым людям. Не в меньшей степени отражены в нем заботливое отношение к детям и слабым. Велика роль традиционной культуры адыгов, их этикета в воспитании толерантности в каждом человеке. Толерантное отношение к любому человеку – главное требование этикета. Он даже регламентировал отношение человека к рабам и к кровным врагам. Адыгский этикет категорически запрещает оскорблять честь и достоинство каждого человека. Он предполагает воевать с врагом, ненавидеть его не унижая его чести и достоинства. В этом одна из величайших гуманистических принципов адыгэ хабзэ. Для подтверждения этих слов можно привести несколько примеров: при встрече двух кровников, потерпевший должен был отомстить, но если он являлся младшим по возрасту обидчика, то он обязан был предоставить право первого удара или выстрела обидчику, или если они оба оказались в общественном месте, то обидчик должен был покинуть это место в знак уважения.
В традиционной культуре горцев Северного Кавказа, в том числе адыгов важное место занимает гостеприимство, куначество и т.д, Эти традиционные общественные институты имеют давнюю историю. И они все направлены на человеколюбие, на дружбу между народами. Л.Я.Люлье, который хорошо знал традиции и обычаи писал, что «гостеприимство – добродетель, свято чтимая у древних, сохранилась на Кавказе, а в особенности у черкесов (адыгов)»[4]
Одной из значительных особенностей горского гостеприимства, адыгского в частности, является то, что оно носит сакральный (священный) характер. Не даром адыгская пословица гласит: «Гость – посланник Бога» (хьэщIэ тхьэм и лIыкIуэщ). Ш.Б.Ногмов отмечал, что « … память прежнего сохранилась в преданиях о тогдашних нравах. Не смотря на все бедствия и политические перевороты, эта добродетель не ослабела и ныне. Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное»[5].
Горское гостеприимство имеет несколько основополагающих принципов, без соблюдения которых этот институт теряет всякий смысл. Во - первых, это то, что гостеприимство распространяется на любого человека независимо от национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, религиозных верований, даже на преступника. По законам горцев человек не имел права отказывать в гостеприимстве даже убийце самого близкого человека. Этим часто пользовались те люди, которых преследовали за их деяния. Хозяин обязан был защищать его от преследователей, пока он находился у него в доме. Но право мести вступало в силу сразу с того момента, как он покидал его дом. Одной из особенностей гостеприимства адыгов было то, что они строили специальные помещения для гостей - гостиную (хьэщIэщ) отдельно от жилого дома и двора. Они даже засевали специальные поля овсом или другими культурами для кормления лошадей гостей. Хан Гирей писал, что «Не говоря уже о высшем классе, который, не заботясь о собственном покое, строит приют для гостей, но и среди простого народа поставляют себе первым долгом иметь особенный дом для гостей, и гостеприимство они превозносят до высочайшей степени; зажиточные крестьяне имеют в домах своих особенные отделения для гостей: лучшая часть того, что земледелец приобретает от трудов своих оберегаема, бывает на случай гостей же. Знакомец и незнакомец, равно принимаемый и угощаемый. Все стремятся оказать услужливость гостю. Наконец, неслыханно в Черкессии, чтобы гость покупал когда – ни будь что-нибудь для своего продовольствия»[6].
Адыги обставляли гостиную самыми лучшими предметами быта. В ней находились различные виды холодного и огнестрельного оружия и т.д. И если гостю приглянулась какая – либо из вещей, хозяин дарил ее гостю. В каждой адыгской семье было неукоснительное правило, что при приготовлении обеда для членов семьи, они готовили специальную долю для возможных гостей ( къэкIуэм и Iыхьэ). В традиционной культуре горцев Северного Кавказа было много и других гуманистических традиций и обычаев. В частности, особым уважением на Кавказе пользовались кунаки. Кунаками могли становиться представители различных национальностей и социальных слоев. Очень был популярен институт побратимства. Между побратима/*ми и кунаками завязывались самые близкие и братские отношения до конца их жизни. Особое место в традиционной культуре горцев занимал институт аталычества. Он служил долгие годы надежным инструментом в деле укрепления дружбы между различными фамилиями, народами. На наш взгляд, настало время возрождения многих из этих институтов, которые способствуют укреплению дружеских, братских отношений между людьми разных национальностей.
Таким образом, традиционная культура горцев Северного Кавказа, в том числе адыгов, как и любого народа нашей планеты является творчеством всего народа, многие элементы которой выдержали суровую проверку сурового временем. Она имеет одну философию – философию видеть в каждом человеке человека. Она до сих пор остается важнейшим элементом повышения духовности народа. В век безудержной глобализации и увеличения средств массовой информации, к сожалению, падает духовность общества, и один из рычагов противодействия ему – это традиционная культура каждого народа, особенно те ее элементы, которые «работают» на сближение народов, повышение духовности каждого человека.
Однако, с огорчением необходимо констатировать, что не всегда учебные заведения, культурно - просветительские учреждения, отдельные политические руководители общества уделяют должное внимание пропаганде позитивных начал традиционной культуры. Редко мы слышим имена талантливых деятелей культуры каждого народа. Об этом мало пишут в газетах, журналах, передают по телевидению. Порой национальными героями становятся сомнительные личности, даже с нетрадиционной сексуальной ориентацией, самыми почетными людьми общества становятся люди с криминальным прошлым.
Мы убеждены, что настало время оглянуться вокруг себя и подумать о благополучном будущем грядущих поколений. Каждый народ, каждый человек имеет право не только на будущее, но и на прошлое. А из прошлого нам всем досталась традиционная культура, которая ставит превыше всего человека, сохраняя тем самым традиционную культуру, как важнейший рычаг повышения духовности каждого человека.
Литература:
[1] Гегель Г.В.Ф. Философия культуры. Становление развития. С.-Пб. Лань. 1998.с.3.
[2] Иллюстрированный журнал «Грисона». Январь, 1854.
[3] Гуревич А.Я. «Исторический синтез и школа Анналов». М., 1993. с.59,60
[4] Люлье Л.Я. «О гостеприимстве у черкес. Кавказ, 1889, №7. с.33
[5] Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. с.67
[6] Хан Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1992.с.280,281
|