Вторник, 07 Мая 2024
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Уроки обществознания [1]
Уроки истории [3]
Классное руководство [0]
Поиск
Обновление страниц
  • Выпуск 2019
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Главная » Статьи » Уроки истории [ Добавить статью ]

    Реформация в Германии
    Реформация в Германии. Экономика и торговля в это время.
    Германская Реформация началась с выступления
    Мартина Лютера против индульгенций в 1517 и закончилась Аугсбургским религиозным миром в 1555 году. Кульминационным пунктом ее стала крестьянская война 1524-1525 гг. В традиционной отечественной историографии преобладающей была точка зрения на Реформацию и Крестьянскую войну как раннебуржуазную революцию. Причем в работах М.М.Смирина, В.Е.Майера, Ю.К.Некрасова, А.Н.Чистозвонова и др. акцент сделан на экономические предпосылки движения. Вопрос о Реформации как идеологической революции отдельно в них не рассматривался. Как правило, отечественные медиевисты отталкивались от заметок Ф.Энгельса «К Крестьянской войне», где он утверждал, что «реформация – лютеранская и кальвинистская – это буржуазная революция № 1 с Крестьянской войной в качестве критического эпизода». Заметим в скобках, представление о Крестьянской войне как социальной революции (не буржуазной, а социальной) разделяли и многие представители западной либеральной историографии, например известный английский философ Бертран Рассел.

    Германская Реформация в исследованиях историков советской школы делилась на три этапа.

    Первый этап (1517-1520) – мирное развитие событий, единство всех антипапских сил под эгидой Мартина Лютера.

    Второй этап (1520-1525) – выделение трех направлений в реформационном движении: бюргерско-буржуазного, народного, княжеского. В этот период, начиная с рыцарского восстания 1522 года, довольно отчетливо проявляются, с одной стороны, противоречия в лагере реформаторов, с другой же – различные идеологические программы, планы и проекты движения. В это время на фоне неудачного рыцарского восстания началась Крестьянская война 1524-1525 гг. В ходе войны были выработаны ряд программ: «12 статей» – умеренная крестьянская программа; «Статейное письмо» – радикальная программа с элементами утопических коммунистических идей и Гейльброннская программа – проект рыцарско-бюргерского переустройства Империи.

    «12 статей» были составлены проповедником-цвинглианцем имперского города Меммингена Кристофом Шаппелером и подмастерьем Себастьяном Лотцером на основании крестьянских жалоб Швабии. В них не только провозглашается право общин выбирать себе священника, но и выдвигается требование отмены крепостного права. Большинство статей, ссылаясь на Евангелие, аппелируют к совести феодалов и князей, требуя возвращения захваченных общинных земель и снижения «барщин и оброков».

    «Статейное письмо» написано сторонниками радикального реформатора Томаса Мюнцера. В этом документе предлагается создание «Христианского объединения», чтобы освободиться от всех господ. В «Статейном письме» обосновывается идея общественного переворота, т.е. уничтожения существующего строя и установления «царства Божьего на земле». Эта программа отражала интересы крестьянской бедноты и плебейских городских низов.

    Гейльброннская программа не успела стать программным документом в собственном смысле слова, так как не была обсуждена и принята на собрании представителей крестьянских отрядов. Однако ее авторы, лидеры радикальной бюргерской партии Вендель Гиплер и Фридрих Вейгандт, задались целью осуществить крупные политические преобразования в общегосударственном масштабе.

    Мы уже говорили об отрицательном отношении Мартина Лютера к Крестьянской войне, не устаивают его и требования восставших. На первую программу доктор Мартин ответил памфлетом «Призыв к миру по поводу 12 статей». В нем он, с одной стороны, призывает помещиков смягчить феодальный гнет, с другой же – считает, что крестьяне должны терпеливо переносить земные тяготы и уповать на Бога. В своем памфлете Лютер решает задачу будущего организационного устройства реформированной церкви: если община хочет сама выбирать себе пастора, то она должна его кормить. Но, было бы лучше, советует доктор Мартин, «испрашивать пастора у своего князя». Восставшие крестьяне слушали доктора Лютера, но более справедливым им казался Томас Мюнцер и его «Статейное письмо». Мюнцер обещал народовластие, уравнение имуществ и другие блага. Проповедь Лютера должна была погасить народный протест, Мюнцера – усилить. В 1525 году Лютер написал памфлет «Против разбойных и грабительских шаек крестьян», в котором призывал «бить, душить (крестьян), колоть, тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник». Этот памфлет стал несмываемым пятном на имени Мартина Лютера.

    Реформация. Как протекал процесс перестройки общества.

    В ходе Крестьянской войны, как считает М.М.Смирин, произошел раскол в лагере Реформации вообще и в бюргерско-буржуазном движении в частности. Из последнего выделились: а) умеренно-консервативное крыло во главе с Лютером, и б) радикально-бюргерское во главе с Карлштатом. В определенной степени интересы радикального бюргерства отражала уже упомянутая Гейльброннская программа. В ней одним из главных являлся пункт о создании централизованной Империи рыцарско-бюргерского типа. Авторы программы понимали Реформацию в широком смысле, как переустройство всей политической системы в стране, как реформу церкви по лютеровскому образцу, как реформирование сословного строя, а также преобразование основ экономики в интересах среднего предпринимательства.

    После подавления Крестьянской войны революционность низших и средних слоев постепенно сходит на нет. Усталое знамя Реформации подхватили немецкие князья.

    На третьем этапе (1525-1555) в стране идет «Реформация сверху». Князья Саксонии, Мекленбурга, Померании и др. провели в своих землях Реформацию и присвоили себе все церковные богатства. Император Карл V (1519-1556) и князья-католики выступили против князей-протестантов. Начались длительные Шмалькальденские войны (1546-1548, 1552 -1554) между двумя религиозно-политическими группировками. Они привели к Аугсбургскому религиозному миру 1555 года, который установил принцип: «Чья власть, того и вера». Тридцатилетняя война (1618-1648) была своеобразным продолжением этого противостояния. Вестфальский мир (1648) санкционировал фактический распад Священной Римской империи. Независимость князей возросла, что препятствовало национальному объединению страны. В Германии окончательно сложился княжеский абсолютизм. Он имел следующие особенности:

    а) формально союз немецких князей находился под эгидой выборного германского императора из той же династии Габсбургов;

    б) северные княжества были, как правило, протестантскими, южные – католическими;

    в) каждый князь имел все атрибуты абсолютной власти: чеканил монету, содержал армию и бюрократический аппарат, собирал налоги, контролировал деятельность княжеских (государственных) судов;

    г) в каждом региональном государстве (княжестве) сохранились сословные учреждения-ландтаги, хотя круг их компетенций постепенно сужался;

    д) Тридцатилетняя война предоставила германским князьям независимость во внешней политике: главным ее содержанием для австрийских Габсбургов стала экспансия на юго-восток;

    е) будущее объединение германских земель произойдет вокруг Бранденбурга. В XVII веке бранденбургские князья Гогенцоллерны значительно расширили свою территорию и угрожали
    Категория: Уроки истории | Добавил: (20 Марта 2020)
    Просмотров: 302 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Дорога памяти
    ПРОЕКТ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ДОРОГА ПАМЯТИ
    Форма входа
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2023
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    2018,2019,2020
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    ...
    Победа 75 лет
    Vivat. Russia!
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    Метрика
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    ...
    School Site Mug
    Антитеррор
    Мини-чат
    © Г.Н. Заиченко 2024