Вторник, 26 Сентябрь 2017
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Наш 7 "Б" класс
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Vivat. Russia!
    Эксперт ЕГЭ

     
    Архив записей
    Мини-чат
    ...

     

             Интегрированный урок История+ИЗО по теме: "Портрет в живописи, музыке и истории"

    Цели и задачи:                

    Формирование эстетического вкуса учащихся, понимание роли истории в жизни общества; учить анализировать произведения искусства , различные его виды. Учить проявлять самостоятельность мышления.

    Формирование художественных и исторических знаний, умений, навыков. Знать об особенностях языка разных видов искусства.

    Передавать при изображении головы человека пропорции, характерные черты выражения лица.  Пользоваться различными техниками: живопись , графика.

    Основные понятия:

    Портрет, Перикл, Аменхотеп, фаюмский портрет, Фукидид, Рафаэль, Шуберт, энкаустика.

    Оборудование:

     Магнитофон, таблица «Пропорции головы человека».

    Зрительный ряд:

    портреты Перикла, Аменхотепа, фаюмский, « Сикстинская мадонна»Рафаэля.

    Музыкальный ряд:

     Шуберт «Аве Мария»

    Литературный ряд:

      «История» Фукидид, Н. Заболоцкий, О. Тарутин «Что я видел в Эрмитаже», А. Коваленков «Мадонна»

    Материал для учащихся:

    Краски, кисти, карандаши, альбом.

    Ход урока:

    -Ребята, сегодня мы будем говорить о портрете в изобразительном искусстве музыке и истории. Вы узнаете как художник, композитор и историк, каждый своими средствами художественной выразительности раскрывает эту тему, выражая свои чувства, своё отношение к изображаемому.

    -Скажите, пожалуйста, что мы называем портретом?

    -Портрет это изображение конкретного человека. В переводе с французского означает «черта в черту». Но достаточно ли изобразить человека просто похожим? Нет, конечно. Портрет это ещё и духовный мир человека.

    -Портрет является самым сложным жанром изобразительного искусства.

    Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые портреты не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Египтяне верили, что после смерти душа человека покидает тело и отправляется на судилище богов. После этого она возвращается и поселяется на вечно там. Для того, что бы душа могла без труда отыскать своего владельца, статуе предавали портретное сходство. В  строго фронтальной позе, взгляд бесстрашно устремлён в даль, голова увенчана царским головным убором клафтом. Это был не портрет, а двойник  фараона.   .                                                                                                                     

    Посмотрите на изображение фараона Аменхотепа. Могучая сильная фигура застыла в торжественной позе.  Весь облик фараона исполнен непреклонной решимости и воли. Яркие индивидуальные черты лица, возрастные особенности. В этом стремлении выявить сходство и одновременно создать обобщающий тип – наиболее характерная черта египетского скульптурного портрета.

    Был, наверное, свиреп

    Фараон Аменхотеп.

    Обожал, наверно он

    Фараоновский закон.

    Он сидел небось на троне

    И приказы возвещал.

    А пред взглядом фараоньим

    Все смолкали трепеща.

    Он однажды верной свите

    Прорычал:

    -Приказ даю!

    Ну-ка, скульпторов зовите

    Делать статую мою!

    Глыбу чёрного гранита

    Пусть везут из далека,

    Чтоб остался знаменитым

    Фараон ваш на века!

    Пусть потом Аменхотепу

    Все завидуют цари! –

    И добавил он свирепо:

    - Не забудьте цифру три!…

     

    - Первые живописные портреты относятся к I-III в. н.э. В конце XIX-начале XX века во время раскопок в фаюмском оазисе (Египет) археологи нашли множество тонких дощечек из кипарисового дерева с портретами самых разных людей: бородатых мужчин и пожилых женщин, красивых юношей и мечтательных девушек.

    Учёным удалось установить, что созданы они были в технике энкаустики- восковыми красками. Сначала художник варил в морской воде пчелиный воск, потом добавлял в него смолу и смешивал с растёртыми в порошок земляными красками. Затем кистью или металлическим стержнем расплавленные краски наносились на дерево.

    -Рассмотрим этот скульптурный портрет. Какой исторический деятель изображён?  ( Перикл)

    -Чем знаменит Перикл?

    -А вот как описывает древнегреческий историк Перикла.

    «С 461 г. до н.э. – 429 г. до н.э. время правления Перикла.

    Осуществил он афинскую демократию. Он ею управлял, он её вождь. Авторитет его непререкаем. В его лице, говорит Фукидид, сочетается четыре добродетели, связанные одна с другой. Он умён, т.е. обладает способностью оценить политическое положение, верно угадать события и ответь на них действием. Он одарён красноречием, умением склонить на свою сторону слушателей. Его третью добродетелью является самый высокий патриотизм, для него на первом месте интересы полиса и его граждан. И, наконец, он совершенно бескорыстен.»

    Историк нарисовал образ государственного мужа, он словно воплотил в себе дух Афинян и их величие, сумел объединить афинян. Физически Перикл не отличался ни чем кроме удлинённой формы черепа; у него была голова, которая « вовсе не кончалась» говорил один современник. Современником  Перикла скульптором Аресилом вылеплен бюст Перикла. Выражение лица гордое, с намёком на тонкую усмешку.

    (предлагается репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».)

    -когда вы смотрите на эту картину, какой музыкальный образ представляется вам?

    -какими средствами музыкальной выразительности можно выразить олицетворение этой душевной чистоты ,доброты в глазах?

    - Нежной. льющейся мелодией, светлым мажорным ладом, высоким тембром голоса или струнными инструментами в оркестре.

    - будет ли сходство между тем ,что вы сейчас сказали и музыкой, которую вы сейчас услышите ?

              (Шуберт «Аве Мария» = слушание )

    - Красива ли музыка ?

    - Какие чувства рождала она в вас ?

    -Нежность , любовь , материнскую силу и др.

    -Наш поэт – современник А.Коваленко, увидев картину.

    сказал : « … Царства гибли ,моря высыхали

                  Цитадели сгорали дотла,

                  А она в материнской печали

                  Из былого в грядущее шла,

                  И, смотря на неё восхищённо,

                  Смельчаки говорили о том,

                  Что божественная мадонна

                  Просто женщина с милым лицом .»

               

    -Ребята, на что более всего воздействовала музыка, услышанная сегодня?

    -Верно, на чувства. Из всех видов искусства, музыка более всего воздействует  на чувства людей.

     

    Материал художника - краски, глина, камень ;

    Материал музыки - звуки ;

    Материал историка, поэта - слово.

     

    Таким образом, портрет помогает увидеть внешность исторического и литературного героя, понять его переживания, особенности характера, предположить его положение в обществе…

    В художественном портрете, также как и в музыкальном, литературном, проявляется отношение автора к своему герою.

    -Ребята, сегодня мы будем выполнять портреты по памяти, одноклассников, друзей, мамы или учительницы.

    -Давайте вспомним, чем графика отличается от живописи?

    Основа языка живописи - цвет, а графики - линия, пятно.

    Как и звуки музыки, краски могут быть печальными и радостными.

    Прежде чем приступить к выполнению портрета, рассмотрим пропорции головы человека (показ таблицы).

    Подумайте о компоновке рисунка. Он не должен упираться в края листа или быть слишком мелким. Таким образом, закладывается фундамент будущего рисунка : линиями намечается большая форма головы, определяются её основные пропорции. наклон и движение. Затем проводим серединную и горизонтальную линии.

    Самое трудное в портрете - изображение глаз. Малейшая неточность в передаче их формы может лишить рисунок сходства с портретируемым. Поэтому, как можно точнее определите положение глаз по отношению к горизонтальной линии. Не спешите чернить зрачки. Наблюдайте за формой губ.

    Рисуя волосы, не увлекайтесь передачей отдельных прядей. Это приводит к дробности формы.

    (дети рисуют под тихое звучание музыки)                                                                     

    -В заключении нашего урока кроссворд:

    1. автор картины «Сикстинская мадонна»
    2. выразительное средство графики
    3. греческий историк
    4. оазис в Египте
    5. композитор, написавший «Аве Мария»
    6. выразительное средство историка
    7. «черта в черту»
    8. средство выразительности в музыке                                                                                              
    9. средство выразительности в музыке
    10. афинский правитель
    11. фараон XIX в.до н. э.
    12. техника живописи                                             
     
    Версия
    Форма входа
    Календарь
    «  Сентябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    School Site Mug
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    ...
    Победа 70 лет
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Антитеррор
    Новости
    Метрика
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    © Г.Н. Заиченко 2017