Вторник, 26 Сентябрь 2017
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Наш 7 "Б" класс
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Vivat. Russia!
    Эксперт ЕГЭ

     
    Архив записей
    Мини-чат
    ...

    Интегрированный урок История+ИЗО по теме: «Путешествие по Керамику»


    Цели и задачи:
    обобщить знания по древнегреческой мифологии;
    дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;
    совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;
    продолжить формирование познавательного интереса пятиклассников к истории Древней Греции, специальных умений учащихся (работа с картой, ответы на вопросы по содержанию видеофрагментов, объяснение значения понятий, составление описания предметов быта, произведений искусства);
    развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
    Оборудование:
    таблицы "Виды греческой керамики”, "Древнегреческий орнамент”, "Краснофигурная и чернофигурная керамика”, "Атрибуты греческих богов”, «Жизнь в Афинах», «Акрополь».
    карта "Греция в V веке до н. э.”
    фрагменты видеофильма "Исчезнувшие цивилизации: Греция”;
    силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.
    В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки
    Ход урока
    Звучит мелодия «Сиртаки»
    Учитель истории:
    Древние греки, античные греки,
    многим прославились греки навеки.
    Даже порой удивленье берёт:
    ну до чего знаменитый народ!
    Храбро с врагами они воевали,
    мудрые мифы они создавали
    (с детства знакомы любому из нас
    и Прометей, и Геракл, и Атлас).
    Древние греки моря бороздили,
    время для спорта они находили,
    и Олимпийские игры они
    тоже придумали в давние дни!
    Строили греки театры и храмы,
    ставили греки комедии, драмы.
    А посмотрите теперь, каково
    Было гончарное их мастерство!
    Учитель истории. Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснёмся к тайнам греческих мастеров, и поможет нам в этом учительница ИЗО .
    – Ребята, что это за загадочный кувшин с печатями? Вы хотите узнать, что в нем есть? Да?! А для этого нам предстоит вскрыть печати, выполнив задания.
    Сначала вы должны ответить на вопросы о географическом положении Греции.
    - На какой материк нам нужно переместиться?
    Ученик. Евразия.
    На каком полуострове расположена Древняя Греция? (На Балканском полуострове)
    Какие географические объекты помогут нам уточнить местоположение Древней Греции?
    Моря – Эгейское, Ионическое, Критское.)
    В какой части Греции находится город Афины? (Аттика)
    Учитель истории. Итак, мы в конечной точке нашего путешествия. Снимаем первую печать.
    Показ фрагмента видеофильма о древних Афинах (2 мин.).
    Учитель истории. "Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Почему?
    Ученики. Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия) и т. д.
    Учитель истории. Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.
    Учитель изо. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово "керамика”. Что означает это слово?
    Ученики. Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
    Учитель изо. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.
    Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.
    Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Овальные амфоры (рисунок 1) с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда. Изящные гидрии (рисунок 2) – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы. Объемистые кратеры (рисунок 3) с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков. Плоские, с ножкой и двумя ручками, килики (рисунок 4) – чаши для питья. Высокие, удлиненные лекифы (рисунок 5) – для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши.
    рис.1рис.2 рис.3рис.4 рис.5
    Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
    На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
    Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта (рисунок 6). Очень распространен был меандр (рисунок 7) – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.
    рис. 6
    рис.7
    Любили греки изображать волну (рисунок 8), бутон лотоса (рисунок 9).
    рис.8
    рис. 9
    Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
    Рассмотрим на таблицах, как изображали древние греки одежду.
    Учитель истории : Внимание, вопрос второй печати:
    Задание №2 (поисково-творческого типа). Кому могла принадлежать данная одежда?
    1. Короткая до колен туника
    1. Женщины

    2. Туника до щиколоток

    3. Хламида
    2. Молодые мужчины

    4. Набедренная повязка

    5. Гиматий вокруг тела
    3. Рабы

    6. Хитон

    7. Гиматий на плече
    4. Богатые мужчины

    Ответ: Молодые мужчины - короткая до колен туника; Богатые мужчины - туника до щиколоток,
    хламида, гиматий вокруг тела; рабы -набедренная повязка ; женщины - хитон, гиматий вокруг тела; гиматий на плече
    рис.10 рис.11 рис. 12 рис.13
    (Нижней одеждой служил хитон. Была мода на короткие льняные хитоны для мужчин (рисунок 10) и длинные, доходившие до пят, хитоны для женщин (рисунок 11), которые обязательно опоясывались или под грудью или на талии. Гомер, описывая одеяния женщин, употребляет эпитет "прекрасно опоясанные”.
    С Востока в Грецию пришла и верхняя одежда – гиматий (рисунок 12), прямоугольной, продолговатой формы плащ, набрасывавшийся таким образом, чтобы он опускался от шеи широкой стороной. Он прикрывал все тело до лодыжек, оставляя свободной правую руку. Чтобы это одеяние не топорщилось, к его нижнему краю прикреплялись кисточки с вшитыми в них свинцовыми шариками.
    Короткий гиматий греки называли хламидой (рисунок 13), ее носили молодые аристократы, ездившие верхом.)
    Учитель истории. Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?
    Ученики. Бытовые и мифологические.
    Учитель истории. Объясните понятие "миф”.
    Ученики. Миф – это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.
    Учитель истории. Какие циклы мифов вы знаете?
    Ученики перечисляют циклы мифов о богах и героях.
    Учитель истории: Внимание вопрос третий печати.
    . С греческой мифологией связаны тысячи афоризмов и речевых оборотов. Определи, к какому мифу относятся перечисленные, сопоставь их.
    1. Спорный вопрос.
    1. Дамоклов меч.

    2. Нестерпимые мучения.
    2. Ахиллесова пята.

    3. Подарок с подвохом.
    3. Драконовские законы.

    4. Бессмысленная работа.
    4. Со щитом, или на щите.

    5. Забыто навсегда.
    5. Троянский конь.

    6. Нависшая опасность.
    6. Кануть в Лету.

    7. Слабое, уязвимое место.
    7. Танталовы муки.

    8. Неудержимый смех.
    8. Сизифов труд.

    9. Жестокие меры.
    9. О яблоке раздора.

    10. Лучше смерть, чем позорная жизнь.
    10. Гомерический хохот.

    Ответ: 1 – 9, 2 – 7, 3 – 5, 4 – 8, 5 – 6, 6 - 1, 7 – 2, 8 – 10, 9 – 3, 10 – 4.
    Учитель истории. Кто из греческих богов был самым великим?
    Ученики. Зевс.
    Учитель истории Откройте учебник истории Древнего мира на странице 170. С какими символами или атрибутами власти изображали Зевса? Давайте посмотрим на таблицу «Атрибуты греческих богов» Какие у них символы?
    Ответы учащихся.
    Учитель истории. Какой богине поклонялись ученые, философы, ремесленники Древней Греции?
    Ученики. Афине.
    Учитель истории. Кроме богов мифы были посвящены героям. Назовите их.
    Ученики называют героев древнегреческих мифов (Тезей, Персей, аргонавты, Геракл и т.д.).
    Учитель изо. Как обычно изображали Геракла?
    Ответы учащихся.
    Учитель истории: Внимание: вопрос четвёртой печати.
    Соотнеси подвиги данных героев:
    1) Сын Зевса;
    2) Сын Посейдона;
    3) Победа над Минотавром;
    4) Борьба с Антеем;
    5) Ненависть Медеи;
    6) Ненависть Геры;
    7) Борьба с Критским быком;
    8) Прокрустово ложе;
    9) Служба у Авгея;
    10) Сын царя Эгея;

    Тесей
    2, 3, 5, 8, 10.
    Геракл
    1, 4, 6, 7, 9.


    Физкультминутка. Учитель проводит разминку, входя которой ученики производят движения, называемые в речевке:
    Мы атлеты-олимпийцы,
    Мы бежим быстрее ветра,
    Прыгаем на целый стадий.
    Наши копья, наши диски
    Вдаль летят до края света,
    С шумом, падая на землю
    Возле самых ног Атланта
    Боремся, как сто Гераклов,
    В пятиборье побеждаем,
    Чтоб прославить родной полис.
    Кувшин открыт: Богиня Афина оставила нам послание на греческом языке, давайте прочитаем! M o λ o δ τ σ ι



    Учитель изо. А теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.
    Ученик:
    Внемли молитвам, Афина,
    Десницею печь охраняя.
    Дай, чтобы вышли на славу
    Горшки и бутылки и миски!
    Чтоб обожглись хорошенько
    И прибыли дали довольно.

    Учитель изо. В мастерской ремесленника изготавливали вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем они отличаются друг от друга?
    Ответы учащихся.
    Учитель изо. Фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные. И называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет.
    Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.
    Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами и вам их нужно расписать.
    Над росписью вазы будут работать два художника – один выполняет орнаментальную роспись прямо на заготовке вазы (таблица с видами орнамента на доске), а другой на фрагменте заготовки (рисунок 20) выполняет сюжетную роспись.
    Вы можете изобразить сцену из любого понравившегося вам мифа или нарисовать бога, богиню или героя с их отличительными символами. Например, символ Посейдона – трезубец, а животные, посвященные этому богу, – конь и дельфин.
    Изображая людей, передавая движение, пользуйтесь привычной для вас последовательностью. Сразу кистью (если сложно, то можно сделать быстрый карандашный набросок), соблюдая пропорции, рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем и одевая. На последнем этапе прорисовываете тонкими линиями детали – складки одежды, мускулатуру, волосы и т.д.
    Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле – краснофигурном и чернофигурном. После завершения вы приклеиваете сюжетную композицию к заготовке вазы.
    Рис.14 К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану:
    1. Название сосуда
    2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный)
    3. Композиция (вид орнамента, сюжет)
    4. Цикл мифа
    5. Герой мифа
    В течение 20 минут дети выполняют творческое задание. После этого, пользуясь планом, они составляют и рассказывают описание вазы.
    Учитель изо. Какую роль играло декоративное искусство Древней Греции? Покажите это на примере.
    Ответы учеников.
    Учитель изо. Керамика широко входила в частный и общественный быт людей античного мира. Этот период в развитии прикладного искусства связан с господством ремесла как вида творчества. В древнегреческом языке не было слов "ремесло” и "искусство”, существовало понятие "техне”, которое объединяло в себе и то, и другое. Следовательно, любая статуя на Акрополе и керамическая ваза, которыми пользовались в каждом доме, были явлением одного порядка.
    Учитель истории. Что тебе больше всего запомнилось, понравилось? Чему ты научился на уроке?
    Ответы учеников. Стих «Античные вазы»
    Выставление оценок.
    Домашнее задание: §39 «Искусство Древней Греции», дорисовать вазы
    Версия
    Форма входа
    Календарь
    «  Сентябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    School Site Mug
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    ...
    Победа 70 лет
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Антитеррор
    Новости
    Метрика
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    © Г.Н. Заиченко 2017