Суббота, 27 Апреля 2024
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Выпуск 2019
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Архив записей
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео

    ИГРЫ НА УРОКАХ

    Развивающие игры на уроках 

    Игра «Пишем историю сами»

    «Пишем историю сами»

    10-11 классы

    Цель игры научить школьников полностью извлекать содержащиеся в первоисточнике исторические сведения, делать из текста непосредственные и опосредованные выводы и создавать на этой основе свой исторический текст. Учащимся могут быть предложены малознакомые первоисточники, размещенные в Сети.

    Ход урока. Один и тот же исторический первоисточник может использоваться для приобретения самых разнообразных сведений о прошлом. В зависимости от того, какие вопросы решает историк в своем исследовании он отбирает из документов различные сведения.

    Задание: написать исторический текст по заданной теме на основе предложенного источника.

    Группам необходимо:

    Установить вид источника

    По ключевым словам определить примерное время его создания

    Высказать предположение о названии источника

    Отобрать сведения, содержащиеся в источнике в соответствии с заданием, и сгруппировать их в определенной последовательности

    Подготовить описание содержания источника, сопровождая его, при необходимости, своими комментариями.

    Условия игры. Выигрывает команда, которая сможет быстро и правильно выполнить задание, дать обоснованный ответ. Возможен запрос дополнительных сведений по теме исследования на тех же условиях, что и при игре «Архивариус».

    Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

    http://www.hist.msu.ru http://incunabula1.narod.ru/temkatrus/antavt.htm http://www.rusarchives.ru http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html

    Игра «Историческое расследование»

    Игра «Историческое расследование»

    Цель игры – в процессе самостоятельной работы учащихся с текстами подвести учеников к пониманию зависимости их собственного восприятия исторических фактов от того, какими источниками они пользуются, показать им возможность извлечения знаний о способах исследовательской деятельности на основе анализа работ ученых историков.

    Ход игры. Историки далеко не всегда одинаково описывают факты прошлого. Во многом их трактовка событий зависит от того, какими источниками и как они пользовались в своей работе. Постараемся постичь некоторые тайны ремесла историка.

    Задание: каждая группа получает свои источники информации о каком-либо загадочном событии истории (ряд источников может содержаться в Сети). Предлагается попытаться разгадать тайну этого события и изложить связанные с ней другие события от лица историка по плану:

    Виды источников, на основании которых излагается материал.

    •Дата события, о котором идет речь. •Сведения об участниках событий. •Содержание события по данным источника. •Отношение к достоверности сведений, полученных из источника информации.

    Условия игры. Выигрывает команда, которая сможет быстро и правильно выполнить задания по плану. Возможен запрос дополнительных сведений по теме исследования на тех же условиях, что и при игре «Архивариус».

    В заключение занятия желательно, чтобы ученики сами сделали выводы:

    - при наличии расхождений в двух текстах для установления подлинности изучаемых событий следует обратиться к дополнительным источникам;

    - каждый исторический источник, а не только произведения художественного жанра, следует рассматривать критически;

    - факт, убедительно подтверждаемый разными источниками, выдерживающими критику, можно считать достоверным;

    - при отсутствии убедительных доказательств в пользу той или другой трактовки событий речь может идти только о версии события, пусть даже общепринятой историками.

    Игра «Вотум доверия источнику» («Вотум доверия произведению исторической живописи»)

    Игра «Вотум доверия источнику» («Вотум доверия произведению исторической живописи»)

    10-11 классы.

    Цель игры – формировать умения давать исторический анализ живописных произведений исторического жанра, сопоставляя содержащуюся в них информацию о прошлом с данными других источников (в том числе – с источниками ресурсов Интернет), оценивать достоверность сведений, обосновывать свои решения. Суть данной игры заключается в том, чтобы при обсуждении итогов работы каждой из групп по своим источникам возникла проблемная ситуация, убедительно показывающая школьникам, что однозначного отношения к достоверности сведений, содержащихся в живописных произведениях, быть не может. Данная игра позволяет подвести учеников к пониманию интерпретационного характера исторических сведений, содержащихся в произведениях художественного жанра.

    Ход игры. Далеко не всем историческим источникам можно доверять полностью. Предлагается проанализировать несколько источников (живописное произведения и источники, содержащиеся в Интернет) и определить свое отношение к достоверности предъявляемой исторической информации.

    О прошлом нам доносят сведения первоисточники, на их основе пишутся исторические труды. На сюжеты истории создавали и создают свои творения художники, писатели, музыканты. Задание: Рассмотрите картину и сделайте заключение, можно ли, с точки зрения историка, считать достоверным изображение на картине. Условия игры: выигрывает та группа, которая правильно сравнит сведения двух источников, определится в своей позиции и приведет наиболее убедительные аргументы в пользу своего решения.

    Для работы можно дать ученикам памятку:

    Как давать исторический анализ произведений живописи

    Установите название произведения, имя автора, время создания (историческим первоисточником какого времени она является). Постарайтесь определить исторический сюжет картины. Вспомните (посмотрите в справочнике), какое известное событие (миф, легенда) или явление положено в основу произведения. Объясните язык картины: особенности изображения, соответствующие жанру картины (условное изображение, символическое, реалистичное и т. п). Опишите изображение: когда происходит действие картины (приметы этого времени на картине); где происходит действие (исторический пейзаж на картине); кто главные герои картины, их облик (внешность, одежда, ее атрибуты, оружие и т.п.); какое действие происходит в момент воссозданный на картине. Оцените степень достоверности и конкретности изображенного на картине. Постарайтесь понять, какую главную идею хочет выразить автор произведения. Как он передает свое отношение к происходящему (при помощи цвета, рисунка, композиции и т.д.).

    Сделайте выводы: что нового вы узнали благодаря картине об исторических событиях и явлениях жизни людей в прошлом, о самих людях их быте, нравах, об их культуре. Выразите свое мнение об этом произведении. Оцените художественные достоинства произведения. Оцените его значения для изучения прошлого. Выразите свое отношение к произведению. В ходе игры важно подвести учеников к методологическим выводам: Сведения о прошлом могут носить приблизительный, интерпретационный характер. Степень достоверности отражаемых фактов зависит от того, какими источниками информации мы пользуемся. На степень достоверности избранного исторического факта влияет время создания исторического источника, уровень научных знаний эпохи, в который он создавался. Художественные произведения исторической живописи, безусловно, представляют интерес для познания прошлого, но при этом нужно уметь критически относиться к достоверности того, как изображает исторические сюжеты художник.

    Рекомендуемые Интернет-ресурсы: http://historydoc.edu.ru http://www.humanities.edu.ru/db/sect/138/6

    Игра-соревнование по группам "Архивариус" 

    10-й класс.

    Цель игры - формировать умения учащихся самостоятельно выявлять проблемные факты в источнике, добывать недостающую информацию в различных источниках (в том числе – в Интернет-ресурсах), определять по ключевым словам текста время создания исторического источника, оценивать достоверность его сведений, обосновывать свои решения.

    Ход игры. Архив – это учреждение, где хранятся документы, источники знаний о прошлом. Материалы содержатся в архиве в строгом порядке. Человек, который собирает, регистрирует, систематизирует и хранит источники – архивариус. Станем на время архивариусами.

    Задание. Перед вами - письменная запись фрагмента одного из источников (используется устный исторический источник, например – былина). Сюжеты этого вида источников использовали в своих трудах об истории Руси уже древнейшие летописцы. Для того чтобы данный источник мог найти свое место в архиве, вы должны заполнить на него «регистрационную карточку».

    Условия игры. Выигрывает та группа, которая точнее, полнее и быстрее всех справится с заданием. Для это надо определить:

    Вид источника Условное название произведения Век, о котором идет речь в тексте Имя героя (героев), о котором идет речь в тексте Примерное время (век) появления данного текста За обоснование каждого решения прибавляются дополнительные баллы. Для выполнения данного задания по каждому вопросу, кроме второго, вы можете обратиться к информации из дополнительных источников, но за право их использования вы лишаетесь от 1 до 3 баллов. При этом если дополнительный источник выбран не верно, и он не содержит нужной вам информации, то вы все равно теряете 1 балл. Дополнительными источниками могут быть образовательные ресурсы Интернет (справочники по историческим источникам, словари исторических терминов, труды историков др.).

    Данную игровую технологию рекомендуется использовать в работе с группами учащихся, равных по познавательным возможностям. После объявления условий игры учитель предъявляет школьникам список дополнительных источников (адреса в Интернет), можно предложить ученикам и самим определить, какие виды источников им следует запросить для получения дополнительной информации.

    В результате работы школьники подводятся к выводам:

    Содержание устных источников с древнейших времен доходит до нас в измененном виде. Следует различать их подлинный текст и текст записи источника. Их сведения надо перепроверять: соотносить исторические факты, имеющиеся в устных источниках, со сведениями по этому вопросу в других, не вызывающих сомнения, источниках. Один из возможных путей установления времени создания исторического источника это - анализ его языка, ключевых слов.

    Рекомендуемые Интернет-ресурсы: http://www.rusarchives.ru http://historydoc.edu.ru http://www.rubricon.com/whist_1.asp http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm

    Игровой приём "Угадай!"  

    Игровой приём «Угадай» позволяет:

    развивать логическое мышление; совершенствовать умение задавать вопросы; пополнять терминологический словарь учащихся по предметам; совершенствовать навыки работы в группе.

    Подготовка и проведение:

    Учитель подбирает термин, исходя из темы занятия, записывает термин на непрозначной карточке. Размер карточки приблизительно равен половине листа бумаги (формат А4)

    Группы размещаются в форме «Дискуссионного клуба». Далее учитель очерчивает то тематическое поле, в котором лежит выбираемый термин и расставляет карточку с написанным термином рядом с группой таким образом, чтобы группа не могла видеть термин, а остальным он был хорошо виден.

    Группе в течение 2-3 минут предлагается составить пять-шесть вопросов, которые позволят группе определить термин. Группа задает свои вопросы, предварительно определив группу, которая будет на него отвечать, в зависимости от полученного ответа группа может менять вопрос.

    Участники остальных групп дают ответ в форме «да» или «нет». Если группа не определила свой термин, учитель предлагает остальным группам помочь определить термин, прямо не указывая на него (это могут быть ассоциации, сравнения и т. п.) затем группе дается еще одна попытка.

    Материальное обеспечение: Лист бумаги (форматА4) с написанным на ней термином, карточки с ответами «да» или «нет».

    На что следует обратить внимание: педагогу необходимо четко следить за последовательностью и количеством заданных вопросов учащиеся могут фиксировать все этапы работы в тетради, и по окончанию метода проанализировать свою деятельность.

    Задание "Рецензируем работу историка"

    Рецензируем работу историка 10-11 классы Цель задания - сформировать представления учащихся о научно-популярной исторической литературе и ознакомить их с элементарными способами ее анализа. Данное задание может быть предложено в качестве домашнего с заслушиванием результатов рецензирования на последующих занятиях. Для выполнения задания возможно использование разнообразных научно-популярных статей, размещенных в Интернет. Ход урока. Достоверность работы историка определяется тем, насколько добросовестно он пользуется источниками и грамотно их трактует. Задание. Необходимо написать «рецензию» по какой-либо теме, связанной с историческими сюжетами научно-популярной литературы. Ученикам разъясняется, что рецензия должна учитывать вид исторической публикации и, исходя из этого, и должна строиться оценка текста. В данном случае это научно-популярная статья. В отличие от научной публикации в ней, как правило, отсутствуют ссылки на используемые источники. Однако, рецензия на данную историческую публикацию предполагает оценку круга источников, на основе которых создавался текст работы. Далее анализируется достоверность излагаемых фактов, во внимание берется полнота и, последовательность изложения материала историком, анализируются оценки автора работы. Рекомендуемые Интернет-ресурсы: http://www.magister.msk.ru/library/history/ http://www.hist.ru/

     

     Викторина, посвященная Дню Победы

    Вопросы викторины, посвященной 65-летию Победы

    1. Их имена вошли в историю Великой Отечественной войны.

    Назовите их. А) Кто, когда впервые сказал эти слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».

    Б) Художник, автор плаката «Родина-мать зовет».

    В) Разведчик, который сообщил советскому руководству дату нападения Германии на СССР; казнён в Токио.

    Г) Председатель Совета по эвакуации, созданного 24 июня 1941 года.

    Д) «Красный маршал», чьим именем был назван тяжелый советский танк, участник «чисток» командного состава Красной Армии.

    Е) Генерал, командующий Западным фронтом, обвиненный в неудачах Красной Армии на первом этапе войны и расстрелянный в июле 1941 года.

    Ж) Автор легендарной фразы «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!».

    З) Генерал, добровольно сдавшийся в плен гитлеровцам; возглавлял «Русскую освободительную армию».

    И) Лётчик, потерявший обе ноги, но вернувшийся в строй.

    К) Маршал, подписавший от имени Верховного Главнокомандующего акт о безоговорочной капитуляции Германии.

    Л) Командующий советскими войсками в войне с Японией в августе 1945 года.

    М) Командующий 1-м Украинским фронтом, под руководством которого в ноябре 1943 года был освобожден Киев.

    Н) Командующий парадом Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

    2. Назовите какая связь существует между этими фамилиями? «Константинов, Ефремов, Семенов, Христофоров, Степанов».

    3. Определите, о ком идёт речь?

    «Среди советских военачальников можно выделить одного, который наряду с отличным образованием, большим практическим опытом, глубокими теоретическими знаниями обладал ещё и редким для военного человека чувством такта, умением терпеливо убеждать собеседника. По свидетельствам Г. К. Жукова, даже Сталин называл его по имени и отчеству и в разговоре с ним никогда не повышал голоса, даже если был не согласен с докладом. Он был единственным человеком, которому Сталин разрешал курить в своем рабочем кабинете».

    4. Кому из известных западных политических деятелей принадлежат следующие слова:

    а) «С точки зрения большой стратегии… трудно уйти от очевидного факта, что русские армии уничтожают больше солдат и вооружения противника, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций вместе взятые»;

    б) «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины»;

    в) «Мои соотечественники знают, что … именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении».

    5. О чём рассказывают документы?

    а) Секретные протоколы к Пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией 23 августа 1939 г;

    б) Приказ № 270 от 16 августа 1942 г;

    в) Приказ № 227 от 28 июля 1942 г.

    6. Назовите высший воинский орден СССР.

    7. Что такое Братский край?

    8. В годы Великой Отечественной войны колхозник из Саратовской области явился зачинателем всенародного патриотического движения. Назовите фамилию этого патриота. (В чем заключается его почин? Как назывался фонд по сбору денежных и материальных средств населения на нужды армии и флота? Когда он был создан? Какое количество денежных средств было добровольно передано населением в этот фонд за годы войны и на что они были израсходованы?).

    9. Какое славное событие в истории Советских Вооруженных сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.).

    10. Экипаж советской подводной лодки провёл операцию, вошедшую в военно-морскую историю как «Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром прославленной подводной лодки?

    11. Какое событие войны называли «Медовым месяцем» антигитлеровской коалиции?

    12. Где впервые артиллерийско-минометная установка БМ-13 приняла участие в боях?

    13. Кто управлял вражеским бомбардировщиком, на котором группа советских военнопленных совершила беспримерный в истории войны побег?

    14. Назовите имена трижды Героев Советского Союза.

    15. Кому из поэтов военной поры принадлежат эти строчки? Какова судьба автора этих строк? Жить бесполезно – лучше уж не жить, На ровном месте кочкою служить. Свети потомкам нашим, как маяк, Свети, как человек, а не светляк.

    16. Кому из героев принадлежат эти воспоминания? Назовите произведение и его автора. «…Я вспомнил, как тяжело рассталась со мной моя Ирина на вокзале. Значит, ещё тогда подсказало ей бабье сердце, что больше не увидимся мы с ней...»

    17. Назовите фамилию писателя, который в 1940-1942 гг. занимал пост главного редактора журнала «Огонёк»

    18. Этот писатель прошёл боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, был награжден орденами. Но в феврале 1945 года его арестовали и осудили. Назовите фамилию и имя этого писателя. Какова была причина ареста?

    19. Определите, о каком плане фашистской Германии идёт речь? «Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдёт к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии… Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции… Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего».

    20. Назовите военные операции, которые имели следующие кодовые названия: а) «Багратион»; б) «Кутузов»; в) «Концерт»; г) «Уран»; д) «Кольцо».

     

    Правильные ответы к викторине 1. Их имена: А) В.Молотов Б) Тоидзе В) Зорге Г) Шверник Д) Ворошилов Е) Павлов Ж) Клочков З) Власов И) Маресьев К) Жуков Л) Василевский М) Ватутин Н) Рокоссовский (13 баллов). 2. Это оперативные псевдонимы Г.К.Жукова, К.Е.Ворошилова, С.М.Буденного, И.Х.Баграмяна, И.С.Конева, введенные по настоянию Сталина с целью маскировки и дезинформации противника (5 баллов). 3. О Борисе Михайловиче Шапошникове. (1 балл). 4. а) Рузвельт б) Черчилль в) Де Голль (3 балла). 5. а) О разделе Восточной Европы на сферы влияния; б) все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны; в) вошёл в историю под названием «Ни шагу назад!», запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования. (6 баллов). 6. Орден Победы (1 балл). 7. Территория, которая контролировалась партизанами на границах Ленинградской области, Белоруссии и Латвии (1 балл). 8. Головатый Ферапонт Петрович. Сдал свои личные денежные сбережения на постройку двух самолётов-истребителей. «Фонд Обороны» создан летом 1941 года. Более118 млрд. рублей (в ценах 1941 г.) были израсходованы на постройку более 2,5 тыс. самолетов, несколько тысяч танков, 16 торпедных катеров, 8 подводных лодок и другой военной техники (3 балла). 9. В боях на Смоленщине родилась Советская гвардия (Ельня) (1 балл). 10. Во время Восточно-Прусской операции (13.01.1945-25.04.1945) началось массовое бегство из Восточной Пруссии. На лайнере «Густлав» вывозились экипажи для 50-80 подводных лодок, всего 3700 человек – цвет фашистского флота. На корабле находились генералы и офицеры, чины полиции и СС, надзирательницы женских концлагерей, видные нацисты, гражданские лица. Всего около 6,5 тыс. человек. Хорошо охраняемый военными кораблями лайнер был атакован подводной лодкой под командованием Александра Маринеско. Тремя торпедами «Густлав» был потоплен. «Атакой века» назовут этот подвиг англичане, понимающие толк в морской войне. Но лишь через 40 лет А.И.Маринеско посмертно удостоится звания Героя Советского Союза (3 балла). 11. Крымская конференция глав трех великих держав, проходившая с 4 по 11 февраля 1945 г в Ливадии, близ Ялты (1 балл). 12. Смоленское сражение, «Катюша» (1 балл). 13. Летчик М. П. Девятаев. На немецкой ракетной базе ему с друзьями-военнопленными удалось захватить бомбардировщик, перелететь через линию фронта и сообщить ценные сведения советскому командованию (3 балла). 14. Кожедуб, Покрышкин, Жуков (3 балла). 15. Муса Джалиль: «Один совет». Погиб в фашистских застенках 25.08.44 г. (3 балла). 16. Андрей Соколов. М. Шолохов «Судьба человека» (2 балла). 17. Е. Петров (2 балла). 18. А. Солженицын. Арестовали его за переписку с другом Н. Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков (2 балла). 19. План «Барбаросса» (1 балл). 20. А) Операция «Багратион» началась 23.06.44 года. В течение 68 дней полностью освободили Беларусь, часть Литвы и Латвии, восточные районы Польши. Б) Операция «Кутузов» началась 12.07.43 года во время ВОВ. Силами Брянского, Центрального и Западного фронтов началась Орловская наступательная операция («Кутузов»), являвшаяся частью Курской битвы. В ходе операции разгромлена болховская группировка противника, освобождены Орёл, Карачев, Болхов. В) 19.09.43 года началась операция советских партизан «Концерт» с целью массового вывода из строя больших участков железных дорог. Было подорвано 148557 рельсов. Через месяц операцию прекратили из-за отсутствия взрывчатки. Г) Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19.11.42 года. В рамках этого наступления была проведена ноябрьская операция по окружению Сталинградской группировки противника («Уран»). Д) Так же в 1942 году была проведена операция «Кольцо» по ликвидации попавшей в окружение группировки противника в самом Сталинграде (5 баллов). .

    Дорога памяти
    ПРОЕКТ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ДОРОГА ПАМЯТИ
    Форма входа
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2023
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    2018,2019,2020
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    ...
    Победа 75 лет
    Vivat. Russia!
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    Метрика
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    ...
    School Site Mug
    Антитеррор
    Мини-чат
    © Г.Н. Заиченко 2024