Суббота, 18 Ноябрь 2017
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Наш 7 "Б" класс
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Vivat. Russia!
    Эксперт ЕГЭ

     
    Архив записей
    Мини-чат
    ...
     

             Урок истории России, 6 класс  

    Культура Руси X - начала XIII в.  

    Цель :

    1)  Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразие культуры Руси Х- начала XIII веков.

    2)  Развивать обще учебные умения классификации   (сравнения, сопоставления аргументация) и обобщения на основе владения умениями наблюдениями, слушания и осмысленного чтения.

    3)  Воспитание патриотизма и уважения к культурным традициям.

    Оборудование:

    Карта « Русь X-ХIII в.» ,таблица «Древнерусские азбуки», «Слово о полку Игореве»; раздаточный материал: отрывки из текстов « Поучения детям» Владимира Мономаха и « Повести временных лет»; « Рабочие тетради для 6 класса» к учебнику А.Н.Сахарова; видеомагнитофон, аудио магнитофон; фрагменты учебного фильма « Архитек­тура Владимиро-Суздаля», запись колокольного звона ,иллюстрации к «историческому полотну».

    Основные понятия :

    культура, кириллица, храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор, Успенский собор, береста..

    Ход урока : Дочь Ярослава Мудрого Анна, ставшая женой короля Франции Генриха I, была поражена убогостью, серостью Парижа, по сравнению с Киевом. В столице Руси сияли золотом купола храмов, поражали изяществом княжеские дворцы и ворота. К тому же Анна Ярославна умела писать и читать- явление почти уникальное для того времени.

    Для сравнения скажем, что муж Анны, король Франции поставил на брачном контракте только крестик ...

    Что же собой представляли культурные традиции древней Руси Х- начала XIII века? Кто является основным творцом высокой древнерусской культуры? Об этом наш урок.

    (показ листа)

    Перед нами не просто чистый лист бумаги.

    Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» полотно истории культуры Руси Х- начала XIII века. Заполнив полотно историческими образами, мы сможем ответить на вопрос, каковы культурные достижения древнерусского народа? (первым сюжетом в нашем полотне будет Анна Русская - королева Франции. Скульптура из собора Сен-Венсан)?

    Что включает в себя понятие «культуры»?

    (культура - это все достижения человечества за всю историю существования. Духовная и материальная культура. В Средние века - города являлись центрами культуры)

    в понятие культура входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все что выражает его духовный облик, его взгляды на мир, на человеческие отношения. (Показ карты)

    Взгляните на карту! Вот границы Древнерусского государства. В нем соединились многочисленные восточнославянские племена, которые образовали древнерусскую народность. Славяне широко общались с угрофиннами, бантами, велико было влияние византийской культуры и культурой христианской с мощным влиянием церкви в области литературы, архитектуры, искусство письма, школьного дела. Культура Руси являлась одновременно и культурой старого языческого мира с его поверьями, обрядами, песнями, танцами.

    (показ картины «Свержение идолов»)

    На картине показано свержение языческих идолов, и хотя идолы были сброшены, но традиции

    языческие дожили до наших дней.

    Это переплетение христианских и языческих традиций составило особенность древнерусской

    культуры.

    - Давайте откроем «Рабочие тетради» на с. 40 задание №2

    Рассмотрите рисунки. Какие из этих изображений связаны с явлениями языческой культуры, а какие с христианской?

    Ты старинная русское имя

    На сегодняшней карте найди

    И тот час поезжай в стольный Киев,

    В Золотые ворота войди.

    И откроется чуткому взору

    Красота заповедных затей

    Соболиные шапки соборов

    И могучие стрелы церквей.

    (звучит магнит, запись колокольного звона)

    • Что это за звуки?
    • Где он звучал?

    Отправимся и мы полюбоваться храмами Руси .

    Главным храмом Киевской Руси был храм Святой Софии. Он поражал современников своим величием и красотой. Храм построен на том месте где в 1037 году войско Ярослава Мудрого одержало победу над печенегами.(показ иллюстраций Софийского собора) Величавый многоглавый гигант вздымается к небу ярусами возвышающихся сводов и золотой пирамидой 13 глав. Высота собора 30 метров. Внутри храма стены и своды, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой и фресками.

    Что такое мозаика? Что такое фреска?

    В Софийском соборе мозаика 130 цветов, из них, например, одного синего 25 оттенков. Фрески рассказывали о жизни княжеской семьи, о занятиях и увлечениях людей.

    Говорят, что архитектура - это душа народа воплощенная в камне. Но на Руси это изречение можно было бы воспроизвести так: душа Руси долгое время воплощалась в дереве. Для русского деревянного зодчества была характерна затейливость, наличие в постройках башенок, теремов. Украшение художественной резьбой. Эти традиции переняло и каменное зодчество - каменные церкви напоминают деревянные терема.(показ видеофильма) Давайте прикоснемся к жемчужинам древнерусской архитектуры.

    1фрагмент :

    Перед вами храм Покрова, который был построен русскими мастерами во второй половине 12 века под Боголюбовым на реке Нерли. Отсюда и его название - храм Покрова на Нерли. Смотрите как красиво! Как величественно, спокойно, просто. Однокупольный храм. Фасады здания покрыты ажурной резьбой по камню. Над окнами установлены женские маски - это символ женского божества олицетворяющий собой культ Богородицы

    2 фрагмент :

    При Андрее Боголюбском во Владимире возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. Когда татаро-монголы осадили город они не могли прорваться через них. В центре ворот Надвратная церковь. Из точно подогнанных и гладко отшлифованных белокаменных блоков выкладывали наружную и внутреннюю поверхность стен, а промежуток заполняли камнями и заливали раствором извести - такая технология

    строительства - влияние романской архитектуры. Помимо оборонительной цели Золотые Ворота имели и триумфальный характер, они открывали вход в самую богатую часть города.

    3 фрагмент:

    Дмитровский собор во Владимире. Построен при Всеволоде Большое Гнездо безымянным зодчим в 1194-1197г.г. По сравнению с храмом Покрова на Нерли. Дмитровский собор кажется более тяжелым, мощным и торжественным, подчеркивает тем самым, силу, мощь князя. Это однокупольный храм. Вся верхняя наружная часть собора почти сплошь покрыта причудливой каменной резьбой (около 1,5 тысяч резных камней с изображением святых, сказочных зверей, растительных форм).

    4 фрагмент:

    Успенский собор во Владимире - строили как главный храм Севере - Восточной Руси. В соборе возводились на великое княжение Александр Невский, Дмитрий Донской, составлялись летописи, благословлялись ратные полки. Богато украшен золотом, серебром. Совершенные архитектурные формы. Фрески в соборе работы Андрея Рублева.

    - Ребята, откройте рабочие тетради на стр. 45, задание №8 и подпишите название памятников
    архитектуры рассказанных в фильме, обратите внимание на доску, где написаны названия.

    (проверка выполнения)

    В храмах не только выполняли богослужения, но и находились школы.

    - При каком князе в Киеве появились школы?

    (Владимир Святославич)

    Первые ученики уходили в школы под горький плач матерей, для которых все это было делом новым и неизведанным. Позднее в школах, а также дома стали учить не только мальчиков, но и девочек. Так, сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь и создала в нем школу для девочек. Здесь учили читать, писать и считать. Писали на березовой коре -бересте, с помощью заостренной палочки «писала». Посмотрим учебник с. 103 «школьная тетрадь» Онфима.

    Кем и когда была создана славянская письменность ? ( Кириллом и Мефодием, конец 9 - нач. 10 вв.) Работа с табл. «Древнерусские азбуки».

    До изобретения кириллицы у славян существовала азбука-глаголица, но она была сложной и после принятия христианства перестала использоваться. Выучить старославянский алфавит было непросто. Произносились не звуки, а названия букв: аз, буки, веди... Если мы внимательно посмотрим на азбучный ряд, то нам откроется удивительная жизненная заповедь, дошедшая до нас из глубины веков. А-..., б-...,н-... Получается: «Я буквы ведаю (изучаю), глаголю добро, живя на земле, как люди мыслили наши...». Р, с, т - «говори слово внятно, толково». Появление образованных людей привело к зарождению литературы. Первым литературным произведением Руси является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Записи важных событий - летописи появились в конце 9 века при Владимире Святославиче. В начале 12 века монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал летопись «Повесть временных лет». Он рассказал как возникли славянские племена и города, как появились на Руси первые князья, сложилось и развивалось государство. Используется раздаточный материал.

    прочтите фрагмент «Повести временных лет» Вопросы: - о каком событии идет речь? (крещение)

    обратите внимание, какой датой обозначает это событие летописец? (другое летоисчисление, от сотворения мира) Подсчитайте разницу в летоисчислении

     

    6496 г-                                                                Р.Х.

    988 г                                             5508 лет                      988г

    5508г.                           _|___________________|_______|_________ 

                                             от сотв. мира                         6496г.

     

    В 12 веке         появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха - первые русские мемуары. Посмотрите текст «Поучения» - замечательный письменный памятник той эпохи.

    Беседа по тексту раздаточного материала.

    Чему учил Мономах своих детей?

    Какие качества считал необходимыми?

    Какие порицал?

    Можно ли сказать, что и нам необходимо прислушаться к этому поучению? В 12-13 веках написано «Слово о полку Игореве». В центре повествования - неудачный поход князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Вся поэма - это призыв к единству Русской земли, рассказ о русичей, плач по погибшим. Иллюстрацией к поэме можно считать картину В.Васнецова.

    ( показ картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами») «Невеселая година встала тогда, когда начали князи сами на себя крамолу ковать, а поганин со всех строи прихождаху с победами на землю Русскую».  Появление такого шедевра свидетельствовало о высоком уровне развития русской культуры вообще

    Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их главные герои богатыри.

    Каких богатырей Вы знаете? (показ картины В.Васнецова «Богатыри»)

    каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных дум и надежд.

    Теперь когда заполнено наше историческое полотно давайте сделаем вывод о том, кто является основным творцом древнерусской культуры? (Творцами культуры являются народные массы, народ)

    Каковы особенности древнерусской культуры?

    1.Тесные   культурные   связи   русские   земли   поддерживали   с   угрофинами,   балтами, Византией, с «латинами».

    2.  Огромное влияние христианства в области литературы, архитектуры, искусства

    3.  Сохранились языческие традиции обряды.

    Давайте еще раз посмотрим на эти изображения, которые являются символами культуры

    Древнерусского государства.

    «О чем поведает нам эта картина?»

    А теперь игра «Интеллектуальное лото» (кубик с вопросами)

    «На гранях кубика вопросы. Поймав, - читай и отвечай»

     

    Назовите имя сестры Владимира Мономаха, открывшую школу для девочек?

    Как называется первое произведение русской литературы?

    Назовите главного торгового партнера Древней Руси?

    Назовите художника, былинщика?

    Как называется изображение на стене, выполненное по сырой штукатурке?

    На чем писали в Древней Руси?

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: §13, выполнить задание по Рабочей тетради стр. 40 - 45.

     

     наверх

     
    Версия
    Форма входа
    Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    School Site Mug
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    ...
    Победа 70 лет
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Антитеррор
    Новости
    Метрика
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    © Г.Н. Заиченко 2017