Структурно-функциональный анализ учебного исторического материала
Каждый из нас, готовясь к очередному уроку, ставит перед собой определённую цель. Она зависит от многих факторов: объём, подготовка класса, отведённое время... Можно пойти по упрощённому варианту - готовые методички и т.д. Но не всегда это подходит и не всегда отвечает нашим требованиям, уровню класса и т.д.
Каким образом можно подойти к определению поурочных целей? Нужно проанализировать учебный материал. Как это можно сделать?
1.Начнём с классификации исторических фактов. Например:
факты-события, явления и т.д.
расчленить сложные исторические факты на более простые и элементарные.
Можно определить в каком случае автор учебника предлагает теорию в «открытом», а в каком случае - в скрытом виде.
2. Можно сопоставить содержание аналогичных параграфов в школьных учебниках. Посмотреть есть ли принципиальная разница в отборе главных исторических фактов. Изменяется ли подача материала? С чем это связано?
После проведения структурного анализа можно составить схему или таблицу, выделить главные и неглавные факты, теоретические положения.
Далее необходимо посмотреть: достаточно ли приведённых фактов для формирования у школьников яркого, целостного представления о главном историческом факте, что включить дополнительно, что напомнить, сформулированы ли выводы?
Далее проводим функциональный анализ текста параграфа:
Какие образы, картины, представления формируются у школьников в результате изучения главных исторических фактов?
Какие теоретические сведения могут быть извлечены школьниками самостоятельно или под руководством учителя (скрытая теория)?
Какие исторические понятия, причинно-следственные связи, теоретические выводы могут быть сформированы в результате изучения главных исторических фактов?
Какими познавательными умениями овладевают учащиеся в процессе работы над этой темой?
Воспитанию, каких черт личности, взглядов и убеждений содействует содержание данного урока?
Результаты структурно - функционального анализа учебного материала можно обобщить по трём направлениям:
Образовательные цели (прогнозируемые результаты);
Воспитательные цели;
Развивающие цели.
Выводы:
Каким образом можно подойти к определению поурочных целей? Нужно проанализировать учебный материал. Как это можно сделать?
1.Начнём с классификации исторических фактов. Например:
факты-события, явления и т.д.
расчленить сложные исторические факты на более простые и элементарные.
Можно определить в каком случае автор учебника предлагает теорию в «открытом», а в каком случае - в скрытом виде.
2. Можно сопоставить содержание аналогичных параграфов в школьных учебниках. Посмотреть есть ли принципиальная разница в отборе главных исторических фактов. Изменяется ли подача материала? С чем это связано?
После проведения структурного анализа можно составить схему или таблицу, выделить главные и неглавные факты, теоретические положения.
Далее необходимо посмотреть: достаточно ли приведённых фактов для формирования у школьников яркого, целостного представления о главном историческом факте, что включить дополнительно, что напомнить, сформулированы ли выводы?
Далее проводим функциональный анализ текста параграфа:
Какие образы, картины, представления формируются у школьников в результате изучения главных исторических фактов?
Какие теоретические сведения могут быть извлечены школьниками самостоятельно или под руководством учителя (скрытая теория)?
Какие исторические понятия, причинно-следственные связи, теоретические выводы могут быть сформированы в результате изучения главных исторических фактов?
Какими познавательными умениями овладевают учащиеся в процессе работы над этой темой?
Воспитанию, каких черт личности, взглядов и убеждений содействует содержание данного урока?
Результаты структурно - функционального анализа учебного материала можно обобщить по трём направлениям:
Образовательные цели (прогнозируемые результаты);
Воспитательные цели;
Развивающие цели.
Выводы:
- Целевая установка - обязательный элемент подготовки учителя к уроку.
- Цели урока составляют ядро педагогического замысла урока, поэтому им должны быть подчинены содержание и методика проведения урока истории.
- С целевой установкой урока должны быть ознакомлены ученики.