Пятница, 27 Декабря 2024
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Выпуск 2019
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Архив записей
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении

    Настоящие рекомендации по составлению рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений разработаны в соответствии с требованиями п. 7 ст. 32, п. 5.2 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)» от 14.08.2009 № 593.

    Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и учителей-предметников, испытывающих затруднения при написании рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.


    Содержание

    Введение

    Виды учебных программ

    Структура рабочей программы

    Требования к оформлению рабочей программы

    Рассмотрение и утверждение рабочей программы

    Технология разработки рабочей программы

    Литература

    Приложения


    ВВЕДЕНИЕ

    В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

    Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

    Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

    В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.


    Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.



    Виды учебных программ


    В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение

    реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

    Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

    Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы.

    Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Носит рекомендательный характер.

    Примерная программа является ориентиром для составления авторских

    учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися.

    Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.

    Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:

    1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и от¬дельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в дан¬ной предметной области, является формой внеш¬ней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.

    2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс школы должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования.

    3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации про¬граммы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

    Рабочая программа – нормативно-управленческий документ

    образовательного учреждения, характеризующий систему организации

    образовательной деятельности.

    Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

    Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

    Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.

    Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.



    Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

    o закон «Об образовании»;

    o федеральный государственный образовательный стандарт;

    o примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

    o Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

    o Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

    o требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


    Таким образом, рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

    Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

    Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

    Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

    Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

    Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

    Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

    Функции программы определяют следующие требования к ней:

    1. Наличие признаков нормативного документа.

    2. Учет основных положений образовательной программы школы.

    3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

    4. Системность и целостность содержания образования.

    5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

    6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

    7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.




    Структура рабочей программы


    Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

    1) титульный лист;

    2) пояснительная записка;

    3) содержание учебного предмета, курса;

    4) тематический план;

    5) требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);

    6) критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

    7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    8) список литературы (основной и дополнительной);

    9) учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


    Согласно Примерному порядку разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями Республики Татарстан, реализующими программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, рабочая программа имеет следующую структуру:

    – титульный лист;

    – пояснительная записка;

    – учебно-тематическое планирование;

    – литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы (перечень учебно-методического обеспечения).


    Разделы: содержание тем учебного курса, тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, формы контроля знаний представлены не отдельными структурными элементами, а включены в Пояснительную записку.


    Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

    Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.


    Титульный лист содержит

    – наименование общеобразовательного учреждения;

    – грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

    – фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;

    – название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

    – указание класса, параллели, на которой изучается про¬грамма;

    – год составления программы. (Приложение 1)



    В пояснительной записке к программе должны быть отражены:

    – место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

    – цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;

    – краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

    – личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;

    – сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;

    – особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);

    – УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);

    – предпочтительные формы контроля;

    – педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

    Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.

    Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

    • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

    • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

    Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

    Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

    • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

    • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

    • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

    • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

    Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

    При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.

    В этих требованиях, как правило, отражаются:

    • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

    • конечная система или комплекс знаний;

    • перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;

    • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

    Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

    В тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.

    При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

    Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

    • единства содержания обучения на разных его уровнях;

    • отражения в содержании обучения задач развития личности;

    • научности и практической значимости содержания обучения;

    • доступности обучения.

    Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

    Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

    Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

    В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

    Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.


    Учебно-тематическое планирование является обязательным приложением к рабочей программе. Данный раздел конкретизирует «Основное содержание»: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабораторные и контрольные работы.

    При заполнении учебно-тематического плана следует помнить, что формулировки тем в разделах «Основное содержание», «Учебно-тематический план» и записи в классном журнале должны обязательно совпадать. Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

    Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

    – Наименование раздела программы и количество часов на раздел.

    – № – номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.

    – Темы отдельных уроков, расположенные в последствии и в соответствии с логикой изучения учебного материала.

    – Тип урока.

    – Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.

    – Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием.

    Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д.

    – Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).

    – Домашнее задание в письменной или цифровой форме (№__, стр.___). По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.

    – Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.



    В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.

    Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

    В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.


    Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.



    Учебно-методическое обеспечение

    Оборудование и приборы, методические и дидактические материалы, включая ЦОРы и ЭОРы и др.


    В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.


    Требования к оформлению рабочей программы


    Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12–14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

    Номера страниц ставятся в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются.


    Рассмотрение и утверждение рабочей программы



    Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

    В соответствии с локальным актом образовательного учреждения порядок рассмотрения рабочей программы может быть следующим.


    Разработанные учителем рабочие учебные программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей школы на предмет соответствия установленным требованиям. Результаты заносятся в протокол. В титульном листе под грифом «Рассмотрено» руководитель МО указывает номер и дату протокола МО, на котором рабочая программа была рассмотрена, подпись. При условии соответствия установленным требованиям рабочие учебные программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения.

    Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату и подпись.

    Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа.

    На титульном листе располагается гриф рассмотрения программы педагогическим советом.

    Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

    После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

    Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

    Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.


    Технология разработки рабочей программы


    Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год.

    Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

    Допускается разработка программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.


    Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

    Первый этап

    Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения.

    Второй этап

    На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

    Третий этап

    После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.


    Алгоритм составления рабочей программы:

    1. Выбор программы по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

    2. Формулировка целей изучения учебного курса. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

    3. Определение задач, решение которых предполагается при изучении курса. Они разбиваются на две группы – задачи, связанные с содержанием предмета (предметной направленности), и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся (направление личностного развития и метапредметной направленности). Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать, уметь обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию личностных, освоению универсальных учебных действий.

    4. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса согласно требованиям, прописанным в Примерной программе. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения.

    5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.

    6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности:

    – структурирование содержания учебного материала курса с определением последовательности тем и количества часов на изучение каждой.

    – создание контролирующих материалов.

    7. Определение дополнительной справочной и учебной литературы, необходимых наглядных пособий, оборудования и приборов.

    8. Составление рабочей программы: оформление материалов

    согласно структуре.

    Данная последовательность конструирования рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций.




    ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ


    РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

    «Согласовано»              «Согласовано»                                      «Утверждено»

    Руководитель МО    Заместитель руководителя по УВР       Руководитель МОУ «СОШ №___»

    ____/____________/     _____/____________/                        ______/_____________/

    Ф. И. О.                               Ф. И. О.                                                          Ф. И. О.

    Протокол №_______от                                                       Приказ №_________от

    «___»________ 20___г. «___»________ 20___г.         «___»________ 20___г.




    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

    ____________

    наименование ОУ

    _____________

    Ф. И. О., категория



    по____________

    предмет, класс и т. п.

     

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    протокол № __________от

    «___»________ 20___г.


    200_–200_ учебный год


    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


    по предмету


    Класс _________________

    Учитель _______________

    Количество часов

    Всего _____ час.; в неделю ____ час.

    Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

    Планирование составлено на основе программы

    Учебник _______

    название, автор, издательство, год издания


    Дополнительная литература 

    название, автор, издательство, год издания
    Дорога памяти
    ПРОЕКТ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ДОРОГА ПАМЯТИ
    Форма входа
    Календарь
    «  Декабрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2023
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    2018,2019,2020
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    ...
    Победа 75 лет
    Vivat. Russia!
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    Метрика
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    ...
    School Site Mug
    Антитеррор
    Мини-чат
    © Г.Н. Заиченко 2024