Пятница, 23 Августа 2019
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Наш класс
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Vivat. Russia!
    Эксперт ЕГЭ

     
    Архив записей
    Мини-чат
    ...
     
    ПАМЯТКИ               ПРИТЧИ

    ПАМЯТКА 1

     АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА

    1.  Страна, эпоха исторического деятеля.

    2.  Дата рождения и смерти.

    3.  Происхождение, его влияние на дальнейшую жизнь героя.

    4.  Основные черты характера, данные природой.

    5.  Влияние окружающих на его деятельность и характер.

    6.  Интересы, какого социального слоя он выражал?

    7.  Каковы цели и стремления этого человека?

    8.  Средства осуществления целей.

    9.  Достиг ли он этих целей?

    10.  Успехи-неудачи. Цели жизни.

    11.  Оценка его деятельности современниками.

    12.  Память потомков.

    13.  Ученые о нем.

    14.  Ваше мнение о нем.

     ПАМЯТКА 2

    ПОДГОТОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    Первый метод

    Он самый несложный. Следуя ему, нужно прочитать два-три раза содержание параграфа, а потом пересказать его. Далее следует найти в тексте ответы на предложенные вопросы.
    Данный метод полезен на начальном этапе изучения истории. Он способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи. Однако этот метод времеёмок и на определенном этапе становится малоэффективным.

    Второй метод

    Этот метод предусматривает изучение и изложение фактического материала по собственному плану. Например, в теме урока значится: «Экономическое развитие России в первой половине XVI в.». Весь изложенный в параграфе материал разбит на четыре главы:
    Рост территорий.
    Развитие сельского хозяйства.
    Рост городов.
    Торговля.
    Как показала практика, ученикам удобнее изучать и пересказывать содержание параграфа, придерживаясь собственного плана:
    Развитие сельского хозяйства.
    Развитие ремесла.
    Развитие торговли.
    Этот план дает возможность построения ответа в соответствии с логикой экономического развития России того времени. Развитие сельского хозяйства стало основой экономического подъема и повлекло за собой развитие и увеличение ремесленного производства (потребовались новые орудия труда, предметы быта и т.д.).
    Торговля, являясь посредником между сельскохозяйственным и ремесленным производством, также переживает подъем, что, в конечном счете, и приводит к росту городов, население которых в основном занято ремеслом и торговлей.
    Этот план ответа можно использовать и при изучении ряда других тем из истории экономического развития России в VI и VII классах.

    Третий метод

    Подготовка домашнего задания в данном случае предполагает изучение и изложение учебного материала в хронологической последовательности. Использование этого метода дает наибольший эффект в случае изучения объемной и сложной темы, насыщенной историческими событиями и фактами, например: «Смутное время. Начало XVII века».
    Выстраивая весь учебный материал в хронологической последовательности, можно создать систему запоминания исторических событий, что послужит опорой для дальнейшего монологического повествования.

    А. Форма летописи

    1601 г. Правление Бориса Годунова. Неурожайный год в России.
    1602 г. Неурожайный год. Голод в России.
    1603 г. Неурожайный год. Голод. Восстание холопов.
    1604 г. Появление на западных рубежах России самозванца Лжедмитрия I. Начало гражданской войны в России.
    1605 г. Смерть Бориса Годунова. Венчание Лжедмитрия I на царство в России.
    1606 г. Восстание в Москве. Убийство Лжедмитрия I. Венчание Василия Шуйского на царство. Восстание Болотникова.
    1607 г. Появление нового самозванца — Лжедмитрия II. Новый виток гражданской войны в России.
    1608 г. Начало Тушинского сидения Лжедмитрия II. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками.
    1609 г. Шведско-польская интервенция в России. Осада Смоленска поляками.
    1610 г. Убийство Лжедмитрия II. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина.
    1611 г. Первое ополчение. Борьба с польской интервенцией.
    1612 г. Второе ополчение, под предводительством К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы от интервентов.
    1613 г. Земский собор. Венчание Михаила Романова на царство.

    Б. Форма хронологической таблицы, основанной на ассоциациях

    1598 г. Начало правления Бориса Годунова.
    1605 г. Начало правления Лжедмитрия I.
    1606 г. Начало правления Василия Шуйского, восстание Болотникова.
    1611 г. 1-е ополчение.
    1612 г. 2-е ополчение.
    1613 г. Начало правления Михаила Романова.
    1617 г. Мирный договор со Швецией.
    1618 г. Перемирие с Речью Посполитой.

    Всё это можно запомнить, используя школьную систему оценок от «1» до «5».

     

    Изучая курс истории России, следует обратить внимание детей на некоторые интересные соответсвия.

    1380 г. Куликовская битва, разгром войска Мамая.
    1480 г. Противостояние на реке Угре, окончание так называемого монгольского ига.
    1612 г. Изгнание поляков из Москвы.
    1812 г. Изгнание французов из Москвы.
    1907 г. Конец первой русской революции.
    1917 г. Начало Февральской революции в России.
    1917 г. Начало Октябрьского переворота.
    1927 г. Конец новой экономической политики в СССР.
    1937 г. Начало массовых репрессий в СССР.

    Используя определенные совпадения, исторические закономерности, можно учить детей создавать свою систему ассоциаций или хронологические таблицы, следуя которым легко запомнить исторические факты и потом на их базе создать целостный рассказ о каком-либо периоде отечественной истории.

    Четвертый метод

    Представляет собой систему использования модулей. Он очень эффективен при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов. При изучении истории экономической, общественно-политической и культурной жизни России модули подчас становятся незаменимыми.

    Модуль «Революции»

    1. Наличие революционной ситуации (предпосылки).
    2. Повод.
    3. Цели.
    4. Движущие силы.
    5. Характер.
    6. Этапы, ход событий.
    7. Итоги.
    8. Историческое значение.

    Так можно с успехом изучать историю революционного движения в России в ХХ в. При изучении народных движений под предводительством Болотникова, Разина, Пугачева, Булавина детям окажет помощь модуль «Народное восстание».

    Модуль «Народное восстание»

    1. Причины (предпосылки).
    2. Повод.
    3. Цели.
    4. Социальный состав.
    5. Характер.
    6. Ход событий, этапы.
    7. Результат.
    8. Историческое значение.

    Модуль «Реформы»

    1. Предпосылки.
    2. Типы.
    3. Цели.
    4. Характер.
    5. Методы.
    6. Этапы.
    7. Результаты, итоги.
    8. Историческое значение.

    Можно составить тезисы и подготовить ответ на вопрос о преобразованиях Ивана IV, Петра I, Александра II.

    Модуль «Культура»

    1. Духовная жизнь общества (религия, философия, идеология).
    2. Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и прочее).
    3. Образование (начальное, среднее, высшее).
    4. Наука и техника (открытия, изобретения).
    5. Литература (религиозная, светская; поэзия, проза).
    6. Народное творчество (музыка, танцы, песни, устное творчество).
    7. Быт (обычаи, традиции, обряды).

    Такой модуль, надо надеяться, даст детям возможность составить представление о культурной жизни в России в различные эпохи.

    Рассмотрим тему «Экономическое развитие России в XVII веке».
    Работая с учебником и используя модуль «Экономическое развитие», составим тезисы возможного ответа.

    Модуль «Экономическое развитие»

    Аграрное производство

    Земледелие. Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых (сам-10).
    Животноводство. Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.
    Садоводство. Разведение «капустных огородцев».
    Агротехника. Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.
    Орудия труда. Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.
    Ремесленное производство. Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.
    Формирование товарного ремесленного производства. Выделение районов ремесленной специализации: Тула, Серпухов — добыча и обработка железной руды; Ярославль, Казань — кожевенное производство; Кострома — мыловарение; Иваново — производство ткани.
    Мануфактурное производство. Строительство металлургической мануфактуры А.Виниуса под Тулой в 1630-х гг.
    Печатный и Монетный дворы в Москве.
    Ницынский завод на Урале.
    Судостроительные верфи в Воронеже.
    Торговля.
    Внутренняя торговля. Начало формирования единого всероссийского рынка. Появления ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.
    Внешняя торговля. Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
    Строительство Немецкой слободы в Москве.
    1667 г: введение пошлин для иностранных купцов.

    Опираясь на модуль и тезисы к нему, ученик, даже слабый, в состоянии подготовить развернутый и грамотный ответ.

    Пятый метод

    Представляет собой композицию, составленную по следующему плану (следует применять в старших классах или рекомендовать особо одаренным детям).
    1. Предпосылки исторических событий или явлений.
    2. Основное содержание этих событий и явлений.
    3. Значение и влияние упомянутых событий и явлений на последующее развитие страны.
    Первый пункт плана, освещающий предпосылки исторического события или явления, составляется при использовании первого или второго метода подготовки.
    Второй пункт плана раскрывает основное содержание исторического события, его можно строить, объединяя второй и четвертый методы подготовки.
    Третий пункт плана показывает историческое значение событий, их влияние на последующее развитие российского общества и составляется на базе первого или второго метода — к чему хотелось бы добавить самостоятельный анализ эпохи.
    Например. Тема «Экономическое развитие России в начале XVI века».
    Излагается выученный и усвоенный материал, дается характеристика экономического развития России к началу XVI века.
    На основе собственноручно учеником составленного плана раскрываются проблемы:
    а) развитие сельского хозяйства;
    б) развитие ремесла;
    в) развитие торговли.
    Дети составляют тезисы ответа на базе модуля «Экономическое развитие», соединяя, таким образом, второй и четвертый методы подготовки.
    На базе усвоенного материала делаются выводы, обобщения и дается оценка экономического положения России в начале XVI века.
    Структуру ответа можно менять, а методы подготовки комбинировать.

    Еще пример: тема «Революция 1905—1907 гг.».
    Введение — без изменений.
    Далее — использование модуля «Революция».
    Пункт «Этапы революции» можно заменить хронологической таблицей по третьему методу: 1905 год — «Кровавое воскресенье и последующие события».
    1906 год — спад революционного движения.
    1907 год — поражение революции.
    Заключение — без изменений в методическом исполнении.

     

    ПАМЯТКА 3

    РАБОТА С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ

     

    1. очень внимательно выслушай объяснения учителя по опорному конспекту;

    2.  на  уроке,  выдели  цветом  основные  вопросы   темы   (блоки   опорного конспекта);

    3. выполни домашнее задание в этот же день;

    4. читая текст учебника, сопоставляй его с  опорным  конспектом,  обязательно расшифруй все сигналы опорного конспекта;

    5. закрой учебник и расскажи содержание параграфа по опорному конспекту;

    6. если возникли затруднения, прочти текст параграфа ещё раз;

    7. попробуй записать твой ответ по опорному  конспекту  на  магнитофон.  Это поможет тебе усовершенствовать твою речь, преодолеть застенчивость;

    8. выучи опорный конспект наизусть;

    9.  всегда  помни,  что  на  воспроизведение  опорного  конспекта  на  уроке отводится строго определённое время.

     

     

     ПАМЯТКА 4

    по работе с текстом учебника

    1.  Внимательно прочитай название параграфа.

    2.  Чтобы составить общее представление о теме, прочитай сначала весь параграф.

    3.  Проговори (а лучше -кратко запиши в блокнот) вопросы, на которые тебе надо ответить.

    4.  Внимательно прочитай еще раз каждый раздел параграфа, но теперь:

    А) обращай  внимание на название каждого раздела (в нем содержится  главная мысль)

    Б) отмечай простым карандашом готовые ответ на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить.

     В) подчеркни  (или выпиши в блокнот) непонятные слова, встречающиеся в тексте.

    5.  Выясни при помощи словаря значение непонятных слов.

    6.  Устно ответь на заданный вопрос несколько  раз, чтобы почувствовать уверенность в правильности и полноте своего ответа.

    7.  Перескажи параграф (раздел).

     

    ПАМЯТКА 5

    по развитию монологической речи

    Что надо помнить, чтобы устно  ответить на вопрос к тексту на "5".

    1.  Чтобы правильно понять вопрос, внимательно его прочитай и очень кратко запиши в блокнот (тетрадь).

    2.  Внимательно поработай с текстом:

    А) найди и отметь простым карандашом ответ на  интересующий тебя вопрос

    или то место в тексте, которое поможет на него ответить.

    Б) прочитай еще раз  это место в тексте (вслух) , убедись:

    -   в том, что в нем действительно содержится  ответ (или информация, которая поможет ответить) именно на этот вопрос;

    -      в том, что содержащаяся в нем информация дает полный ответ на этот вопрос.

    3.   Еще раз прочитай вопрос и попробуй устно (вслух) ответить на него. Избегай в ответе "слов-сорняков" и длинных пауз.

    4.   Если не получилось, составь простой план ответа на него, используя текст учебника, (или выпиши ключевые слова, которые помогают на него ответить)

    5.   Пользуясь планом (ключевыми словами) , еще раз попробуй устно (вслух)  на него ответить.

    6.    Делай это до тех пор ( и только вслух!) , пока твой ответ не понравится тебе самому.

    7.   Скажи себе: "Молодец!" и закрой учебник.

     

    ПАМЯТКА 6
    для учащихся, решающих познавательные задачи по истории

    1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

    2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

    3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению.

    4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

    5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

    6. Ещё раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

    7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

    8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

     

    Памятка 7

    по решению обществоведческих задач

    • Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
    • Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

           - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

           - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

    • Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для  решения задачи, к каким источникам,  нормативно-правовым актам следует обратиться.
    • Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
    • Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
    • Убедитесь в правильности вашего ответа:

         - соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

         - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

         - нет ли противоречий между вашими аргументами;

         - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

         - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

         - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

    Памятка 8

    по  работе с архивными документами

    Использование архивных документов постепенно становится обязательной нормой написания любой формы исследовательской работы для учащихся образовательных учреждений. Но использование архивных документов, их представление в работе будут лишь тогда результативны, когда исследователь может грамотно определить, что же нужно и как можно получить материал из данного конкретного архивного источника. Для этого необходимо определить некий последовательный алгоритм работы:
    1. Изучение определенного круга исторической литературы по теме исследования
    2. Выявление в литературе списка использованных фондов архивов и типов документов
    3. Определение архивохранилища для работы, его состава фондов (Работа с путеводителем в архиве). Таким образом, главной задачей станет определение по путеводителю номеров фондов по теме исследования
    4. Выписка названий и номеров фондов путеводителя, номера описи, соответствующей хронологическому периоду; заведующая читальным залом заказывает эти описи в архивохранилище
    5. Работа с описями, каталогами. В описях представлены названия документов и проаннотировано их основное содержание, даны крайние хронологические даты представленных материалов. В каталогах представлены справочные карточки, расположенные строго по тематическому и хронологическому принципам. В карточках написано название документа, дата и место его создания, выходные данные (фонд, опись, номер дела, лист). В процессе работы с описями и справочными пособиями архивов необходимо выписывать поисковые данные (шифры) и заголовки единиц хранения
    6. Заголовок выписываемого дела (документа) указывает на принцип формирования дела
    7. После завершения работы с описями и составления карточек по интересующим делам (документам) оформляется заказ у заведующего читальным залом архива на специальном бланке. На этом бланке указываются все исходные данные, начало названия дела, количество страниц, хронологический период дела
    8. После выполнения читальным залом заказа исследователя, начинается непосредственная работа по поиску необходимой для написания работы информации. Информацию можно заносить в тетрадь, на карточки. Данные в тетрадях обязательно заносятся с выходными данными: фонд, опись, дело, лист, подлинник или копия, имеющиеся пометы. Только в этом случае документ приобретает силу реального источника.
    9. Ведение записей при работе с документами
    Цитата берется в кавычки, текст записывается дословно, с сохранением стиля эпохи. К цитате необходимо составить аннотацию: из какого документа она взята, о чем в нем говорится. Исключение из цитаты отдельных слов и фраз в принципе нежелательно, поскольку неизбежно ведет к искажению содержания документа. Искажение содержания практически гарантировано способствует искажению научного смысла источника, и чаще всего факты становятся непригодны к использованию в качестве научного доказательства.
    Изложение традиционно представляется в записях исследователей или сборниках документов и материалов, опубликованных в печати, записанным в квадратных скобках. Например, [докладная записка …..о воостановлении связи после интервенции. В записке представлен комплекс мероприятий по решению намеченной проблемы]. В квадратных скобках могут быть раскрыты допущенные в документе сокращения слов.
    10. Порядок ссылок на архивные документы. Ссылки на источники сведений, приводимых в исследовательских работах, делают возможной проверку этих сведений, позволяют судить об их достоверности, облегчают продолжение исследования. Без оформления ссылки ставится под сомнение сам факт, сообщаемый в исследовании, и научная ценность проведенной работы.
    Ссылки отличаются от системы примечаний. В последних раскрывается смысловое значение непонятного термина, дается расшифровка сокращений, вводится исторические данные о предприятиях, конкретных личностях и пр. После подобных текстов также требуется поставить выходные данные источника (литературы или архива).

     

    наверх

     

    У всех зверей – названия,  У человека – звание
    И звание такое,
    Обидно уступать.
    Свинье не обязательно
    Вести себя по-свински,
    А ты по-человечески
    Обязан поступать!
    (Б. Заходер)

     
    Версия
    Форма входа
    Календарь
    «  Август 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2018
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    School Site Mug
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    ...
    Победа 70 лет
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Антитеррор
    Новости
    Метрика
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    © Г.Н. Заиченко 2019