Олимпиада по истории России, 8-9 класс
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(4 баллов за все задание; за каждое – по 2 балла)
1. 1682, 1722, 1762
2. 1656-1658, 1741-1743, 1788-1790 гг.
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(4 балла)
1. М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, М.А.Римский-Корсаков
2. Димитров, Городец, Вышгород, Звенигород
3. Сопоставьте процессы и мероприятия с именами преобразователей:
(4 балла)
Реформа государственных крестьян 1837-1841 гг.М.М.Сперанский
Создание Государственного Совета Е.Ф.Канкрин
Создание военных поселений П.Д.Киселев
Финансовая реформа А.А.Аракчеев
4. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием дат:
(4 балла)
Публикация в «Вестнике Европы» первых стихотворений А.С.Пушкина
Выход первого тома «Басен» И.А.Крылова
Основание журнала «Русский вестник»
Основание журнала «Сын отечества»
5. Кто или что является лишним в ряду? Лишнее слово (или слова) подчеркните.
(4 балла)
1. князья, паны, шляхта, старшина, земяне
2. Софья Алексеевна, Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна
6. Среди историков высказывались различные мнения на по поводу восстания декабристов. Так, к примеру, Я. Гордин в своей работе «Мятеж реформаторов» допускает мысль о возможности победы восставших.
Исследователь Н. А. Рабкина отмечает: «Ни взять власть, ни тем более удержать ее декабристы бы не смогли, уровень народного сознания, царистские иллюзии, принципиальное отличие первого открытого революционного организованного выступления от имевших место ранее многочисленных келейных дворцовых переворотов и победоносных заговоров были тому причиной».
Интересен подход Н. Я. Эйдельмана: «Мятежники могли, конечно, взять власть — вероятность была, и, полагаем, немалая. Вот тогда захваченный ими госаппарат (как в 1700-х годах преображенцами, семеновцами) тут же приказал бы всей России разные свободы, конституцию и отмену крепостного права. И что бы после того ни случилось — смуты, монархическая контрреволюция, народное непонимание, борьба партий и группировок, — многое было бы абсолютно необратимо».
Какая точка зрения, на ваш взгляд, более соответствует истине? Попробуйте аргументированно изложить каждый из этих подходов. Корректно ли вообще, с вашей точки зрения, ставить применительно к историческим событиям вопрос: «Что было бы, если бы?..» Сравните состав участников, цели, задачи, тактику дворцовых переворотов XVIII столетия и восстания декабристов. Назовите общие черты и различия.
(8 баллов)
7. Найдите ошибки в тексте об Анне Иоанновне.
(максимальная оценка – 8 баллов)
Жизнь ее сложилась неудачно. Она была исковеркана чужой, могучей волей, подчинена интересам других, прошла в страхе, унижении, бедности, без тепла и семьи. А ведь началось все так лучезарно: 28 января 1683 года в Кремле родилась царская дочь.
Вряд ли Анна помнила отца — царь Иван VI Алексеевич умер, когда ей едва исполнилось семь лет. Во всем его облике отчетливо проступали признаки вырождения: слабоумный, косноязычный и немощный с детства, Иван был не способен к ремеслу царей. Но волею властолюбивой старшей сестры царевны Марфы он в 1681 году был сделан соправителем своего брата — Петра I.
Софья всегда стояла за спиной Ивана. Именно она заставила 14-летнего царя в 1684 году жениться. Софье был нужен от Ивана наследник. Это позволило бы продлить ее власть правительницы и устранить от престола Петра. В невесты Ивану подобрали ядреную, кровь с молоком, двадцатилетнюю русскую красавицу — Евдокию Федоровну из боярского рода Прозоровских.
8. Сравните особенности православия и католицизма. Результаты запишите в таблицу.
(8 баллов)
9. А.Н.Толстой писал об Иване Грозном: «Грозный – последний из гнезда Мономахов, завершил дело, начатое его отцом и дедом, - со страстной настойчивостью и жестокостью он разломал обветшалый застой удельной Руси, разгромил вотчинников князей и самовластное боярство и основал единое Русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха». Какие «дела», начатые дедом и отцом, закончил Иван Грозный? Какие новые задачи он наметил?
(6 баллов)
10. Вспомните хронологические рамки «Семибоярщины». Какие события мировой истории происходили в это время?
Тридцатилетняя война
Принятие «Эдикта о дуэлях» во Франции
Приезд посольства Джона Мерика в Россию
Образование в Германии Католической лиги
Путешествие англичанина Г.Гудзона в Северную Америку
Кнередский мир между Швецией и Данией
(6 баллов)
11. Кто изображен на фотографиях? Какова роль этих людей в истории России?
(10 баллов)
12. Решите кроссворд. В выделенных клетках получиться слово. Охарактеризуйте обозначенное этим словом явление.
(12 баллов)
1 Зависимый человек в России в X – нач. XVIII вв., близкий по статусу к рабу.
2 Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции, в России впервые начала проводится Петром I.
3 Один из ближайших сподвижников Пугачева.
4 Советский художник, основоположник супрематизма.
5 Русский писатель, историк кон. XVIII – нач. XIX вв.
6 Русский общественный деятель, философ, поэт пер. пол. XIX в., руководитель литературно-философского кружка.
7 Течение в европейской и американской литературе и искусстве втор. пол. XVIII – нач. XIX вв., объявившее основой человеческой природы не разум а чувства.
8 Город в Финляндии, где был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Финляндия отходила к России на правах Великого княжества.
9 Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях народного хозяйства.
10 Исключительное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.д.
13. Напишите эссе на тему «Изменение образа монарха в России XVIII в.».
(12 баллов)