Олимпиада по истории России, 10-11 класс
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(4 баллов за все задание; за каждое – по 2 балла)
1. 854, 1025, 1147, 1209 гг.
2. 1928-1932, 1933-1937, 1946-1950 гг.
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(4 балла)
1 М.А.Натансон, Н.В.Чайковский, С.Кравчинский, П.Кропоткин
2 Холм, Червен, Бужевск, Добробуж
3. Сопоставьте события и даты:
(4 балла)
1037 г. «Изборник» князя Святослава Ярославича
1073 г. «Повесть временных лет» в редакции Сильвестра
1116 г. «Слово о полку Игореве»
1188 г. Закладка храма св. Софии в Киеве
4. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием дат:
(4 балла)
Пуск в СССР первой в мире атомной электростанции
Запуск первого искусственного спутника Земли
Вынесение тела Сталина из Мавзолея
Взрыв первой в СССР атомной бомбы
5. Кто или что является лишним в ряду? Лишнее слово (или слова) подчеркните.
(4 балла)
1.Стригольники, скопцы, несториане, жидовствующие, хлысты
2.Н.Гумилев, М.Цветаева, А.Ахматова, О.Мандельштам
6. Историки выделяют две основные альтернативные модели развития революционных процессов в России в 1917 году.
Первая модель предполагала становление демократического общества, развитие парламентаризма, обретение народом политических прав и свобод, формирование коалиционного правительства, аккумулирующего основные политические интересы. Силой, способной реализовать эту модель, были партии политического центра: кадеты, октябристы, прогрессисты.
Вторая модель — это жесткая диктатура, ставка на насилие. За диктатуру выступали как левые силы во главе с большевиками, так и правые (часть офицерства, дворянства, финансовых и торгово-промышленных кругов). Политика Временного правительства, являвшего собой политический центр, подвергалась ожесточенной критике и справа и слева.
К этим двум моделям можно добавить еще одну — хаос, анархию, разрушение всех общественных структур, безудержное и бесконтрольное половодье народной стихии.
Почему столь слабым оказался в 1917 году в России политический центр? Почему из двух вариантов диктатуры победила леворадикальная? Что, с вашей точки зрения, является большим злом: «красная диктатура» или анархический хаос? Свой ответ обоснуйте.
(8 баллов)
7. Найдите ошибки в тексте о Павле I.
(максимальная оценка – 8 баллов)
Рождение Павла в 1753 году было встречено при дворе Екатерины Великой как долгожданное событие, поскольку императрица была крайне обеспокоена продолжением династии. С 1761 года главным воспитателем Павла был назначен Н.И. Новиков, который искренне привязался к своему воспитаннику.
В 1773 году Павел женился на принцессе Вильгельмине Мекленбургской, которую при крещении в православие назвали Елизаветой Петровной. Только что вышедший из-под опеки учителей и воспитателей юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим: в 1776 году Наталья Алексеевна умерла родами, а мать сообщила убитому горем сыну, что жена была ему неверна. Спустя несколько месяцев Павел женился вновь — на принцессе Софии Доротее Вольфенбюттельской, получившей в православии имя Марии Федоровны. В 1778 году родился их первенец — будущий император Николай I, а в 1779 году — второй сын, Константин. Обоих внуков забрали у родителей и воспитывали под присмотром бабки. В 1781 — 1782 годах Павел и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе, где произвели благоприятное впечатление на европейские дворы. Но Павел вел себя неосторожно, открыто критикуя политику Екатерины и ее фаворитов. По-видимому, это стало известно императрице, которая по возвращении сына постаралась удалить его от двора, подарив мызу Стрельна, где Павел проводил отныне большую часть времени. Как когда-то Петр I в Преображенском и Петр III в Ораниенбауме, Павел создал в Стрельне собственную небольшую армию и с увлечением занялся муштрой, взяв за образец прусскую военную систему.
8. Сравните особенности европейского абсолютизма и российского самодержавия. Результаты запишите в таблицу.
(8 баллов)
9. «Время Николая I— эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти... в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии», — писал историк А. Е. Пресняков. А. И. Герцен называл Николая «жандармом Европы», Н. А. Добролюбов — «удавом, 30лет душившим Россию». В то же время фрейлина Тютчева именовала царя «Дон Кихотом самодержавия». Философ И. А. Ильин писал о Николае как о «рыцаре монархической идеи, сумевшем удержать Российскую империю на путях ее самобытного развития». Столь же высокую оценку давал царю К. Н. Леонтьев: Николай был «истинным легитимистом», который «был призван задержать на время всеобщее разложение, имя которому революция». Сам же император говорил о задачах своего правления так: «Революция стоит на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока я буду императором».
Прокомментируйте приведенные суждения. Чем объясняются различия во взглядах их авторов? Какая оценка близка вам? Попытайтесь развить и аргументировать приведенные выше высказывания.
(8 баллов)
10. Вспомните дату Кавказской войны. Какие события мировой истории происходили в это время?
Июльская монархия во Франции
Завоевание Россией Средней Азии
Издание декрета испанского короля Карла III об изгнании иезуитов и конфискации их имущества
Австро-франко-сардинская война
Гражданская война в США
Издание «Эдикта об отмене крепостной зависимости крестьян в Пруссии»
(6 баллов)
11. Кто изображен на фотографиях? Какова роль этих людей в истории России?
(10 баллов)
12. Решите кроссворд. В выделенных клетках получиться слово. Охарактеризуйте обозначенное этим словом явление.
(12 баллов)
1 Авангардистское направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., декларировавшее отрицание традиционной культуры.
2 Круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа.
3 Политический деятель, член Коммунистической партии, участник Октябрьской революции, в 1929 г. высланный за границу, инициатор создания 4-го Интернационала.
4 Система заготовок сельхозпродукции в Советском государстве в 1919-1921, элемент политики «военного коммунизма».
5 Необходимы элемент демократии, открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц.
6 Высший слой общества, осуществляющий важнейшие социальные и культурные функции.
7 Система власти, характерная для антидемократических политических режимов, обычно сочетается с личной диктатурой.
8 Древнерусский город XV-XVIII в., место ссылки и казни протопопа Аввакума.
9 Один из активных членов кружка петрашевцев, сторонник пропаганды народной революции. Оставил воспоминания «Записки петрашевца».
13. Напишите эссе на тему «Влияние западных идеологических систем на общественное сознание России XIX в.». (12 баллов)