Пятница, 27 Декабря 2024
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Поиск
Обновление страниц
  • Выпуск 2019
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    Архив записей
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео

        Урок истории в 5 классе 

     

    Культура и наука Древнего Египта  

    Цели урока:

    Образовательные:
     
    • обеспечить в ходе урока повторение и закрепление ранее изученного
    • создать у учащихся представление об особенностях древнеегипетского искусства, образования и науки;
    • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
    • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
    • познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

    Развивающие:

    • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
    • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
    • научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

    Воспитательные:

    • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
    • проследить непреходящую ценность образования как в Древнем Египте, так в наше время;
    • воспитывать уважение к чужой культуре.

    План урока:

    1.Проверка домашнего задания «Религия древних египтян».

    *Задание у доски: «Выбери правильный ответ».

    *Задание у стенда: «Соотнести названия богов с их изображением».

    *Кроссворды по теме двум ученикам.

    *Интеллектуальная разминка «Кто первый?»./правило первой поднятой руки/

    Чем пирамида служила фараону?/усыпальницей/

    При каком фараоне были самые крупные завоевательные походы?/Тутмос III/

    Назовите первую столицу Египта?/Мемфис/

    Где и когда возникло Египетское государство? /В северо-восточной Африке,3000г.до н.э./
    Главная река Египта? /Нил/
    Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте / бальзамирование/.
    Служителей древнеегипетских храмов принято называть  /жрецами/

    Высшая власть в Египте принадлежала /фараону/

    Бог солнца./Амон/

    «Пожиратель мяса» /саркофаг/

    *Вопросы :

    • Как представляли богов египтяне?
    • Расскажите об устройстве египетских храмов.
    • Как представляли себе египтяне загробную жизнь?
    • Для чего строились пирамиды?

     

    2.Изучение нового материала.

    • Школы в древнем Египте.
    • Письменность.
    • Научные знания.
    • Искусство древнего Египта.

     

    3.Итоговое испытание (рефлексия).

    На этапе закрепления и обобщения, полученных на уроке знаний учитель предлагает небольшое игровое задание.

    В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки

     

                                                                                        Ход урока

    1. Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. 

     (Учитель показывает ключницу с изображением Нефертити. Внутри ключницы находятся четыре свернутых в трубочку вопроса). Кто изображен на этом ларце? (Нефертити) Кем она была? Чем она известна?

    Нефертити — жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). XIV в. до н.э. Это самый известный ее портрет, где она представлена в полном расцвете своей красоты.

     Перед нами – ларец ее тайн. О чем же нам сегодня поведает Нефертити? Мы познакомимся с древнеегипетской школой: узнаем, кто, чему и как там учился. Мы узнаем особенности письменности, попробуем расшифровать, прочитать и написать иероглифы, научимся считать; узнаем об интересной особенности египетского искусства. И ответим на каверзные вопросы Нефертити.

    Но сначала обсудим домашнее задание «Религия древних египтян»./проверка домашнего задания/

    Стал Осирис править Египтом. Он научил египтян строить плотины, дал им справедливые законы, обучил наукам. Осирис никого не казнил и не наказывал. Брат Осириса - Сет - завидовал ему.
    Решил Сет погубить Осириса и занять его трон. Но как это сделать? И Сет пустился на хитрость. Он заманил брата к себе во дворец на пир. В разгар веселья слуги Сета внесли сундук, украшенный драгоценными камнями. Гости стали восхищаться тонкой работой, а Сет сказал:
    - Я подарю этот сундук тому, кому он придется впору.
    Гости пробовали ложиться в сундук, но никому он не подходил по размеру. Лишь только лег в сундук Осирис, захлопнул за ним крышку Сет. Обернули слуги сыромятными ремнями сундук и бросили его в Нил. Так погиб первый фараон Египта Осирис.
    : Сет занял его дворец и стал править Египтом. Исида отправилась на поиски мужа. В пути она повстречала детей, играющих возле храма. Спросила она детей, и они рассказали ей, что видели сундук, плывущий по Нилу. Так нашла Исида сундук с телом мужа. Вскоре у Исиды родился сын Гор. Она скрылась с ним в непроходимых джунглях. Вырос Fop и решил отомстить за отца. Он вступил в жестокий бой с Сетом. Но Сет вырвал у него глаз и разбросал по всей земле. Помог Гору бог Тот. Собрал глаз, срастил его и вернул Гору. Дал Гор проглотить свой глаз Осирису. И Осирис воскрес из мертвых. Но не остался на земле, а стал царем мертвых и судьей над ними.)

    С какими поверьями и явлениями природы связан этот миф? (У египтян существовало поверье - для того, чтобы узнать будущее, надо мысленно спросить о нем богов и тут же выйти к играющим детям. Первый же услышанный крик и будет ответом. А борьбой Сета и Гора египтяне объясняли смену фаз луны.)

    • Школы в Древнем Египте 

    Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

    Там готовили чиновников-писцов. Порядки в школах отличались строгостью. Ленивых и нерадивых учеников наказывали плетью. (чтение на стр. 53 «Наставление непослушному ученику»)

    В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17-ти лет. Там могли учиться только дети состоятельных родителей. Но была еще одна очень существенная трудность для обучения.

                             /Карточки с заданием «Сценка» даются двум учащимся/

    • Письменность 

    Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

    Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает "священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

    1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
    2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: "солнце”, "идти”, "плакать” (учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?
    3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово "рот” и звук "р”; изображение дома – это и слово "дом”, и сочетание "дм”.
    4. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф "СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сила, осел, если, сел, соло).

    Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская "Книга мертвых” (см. учебник, рисунок  стр. 54).

    Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

    Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

    Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (см. Рисунок 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук "с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук "м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

    Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (см. Рисунок 2). Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы ("м” и "с”). Вспомните,кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!

    Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

    Нефертити предлагает вам вопрос № 1 из своего ларца. Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - "папир” (papier), по-английски – "пэйпе” (paper), по-французски – "папьё” (papier), по-испански – "папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

    Основным материалом для письма служил папирус. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров. Длина класса 8 метров, значит, папирус, о котором идет речь, в 5 раз больше длины класса! Сколько кабинетов на этаже? (5) – следовательно, папирус был длиной с коридор! Из-за дороговизны папирусов часто школьники учились писать на обломках керамики (можно продемонстрировать надпись иероглифами на фрагменте керамики).

    А сейчас  наши ученики уже готовы к выполнению задания:

    (Сценка:

    • О, Хафра, Ясноликий, могущественный властитель, пирамида готова, остались внутренние работы. (склоняется в поклоне)
    • Распорядись на стенах нарисовать меня с сыновьями, слугами, народом. Да не забудь папирус и писало!)

    Сейчас Нефертити предлагает нам вопрос № 2.

     В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Как вы думаете, зачем они это делали?

    (Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью. Они хотели, чтобы все знали, что они умеют писать.)

    Письменность была настолько важна для древних египтян. Писцы занимали высокое положение при дворе фараона Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. (чтение текста на стр.55 «Поучение Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов»)

    Почему грамотные египтяне, в отличие от людей нашего времени, гордились тем, что умеют читать и писать? (Овладеть египетской письменностью было очень трудно).

    • Научные знания 

    Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

    1. Представьте хозяйство какого-нибудь храма. Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: "Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева. Сколько же мешков останется?”  

    Давайте поможем жрецу и решим эту задачу (предлагается 2-3 учащимся на карточках)

    1. Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).  
    2. Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды и т.д.)  
    3. Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). Давайте проверим решение задачи (останется 240 мешков зерна, их можно продать и выручить деньги).

    Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

     

    Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

    1. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски),
    2. запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его угадать).
    3. Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.

    Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

    • Такая надпись была бы обманом или шуткой...

    Представьте себе, что в музей принесли древний кинжал. На кинжале была вырезана надпись: "Этим оружием великий Тутмос поражал врагов. Надпись сделана друзьями Тутмоса через два дня после его гибели в 1559  г. до Рождества Христова”. Осмотревшие меч ученые знали, что фараон Тутмос III, храбрый воин и талантливый полководец действительно умер около 1559г. до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.

    Ответ: На самом деле подобный меч найден не был. Обозначение исторических дат путем отсчета от начала нашей эры появилось только после возникновения христианского летосчисления, что произошло через много лет после гибели Тутмоса. "Если надпись сделали друзья Тутмоса, то как они узнали, когда начнется наша эра?!”

    Рассмотрим рис. на стр.53 Древнеегипетская карта звездного неба.

    Учитель. Египтяне различали звезды и планеты. Свои знания о небесных светилах они воплотили в создании календаря. Самой главной звездой считался Сириус, который египтяне называли Сопдет. Именно с этой звездой и связано появление первого древнеегипетского календаря.
    Различные созвездия изображались египтянами в виде божеств, и, конечно, можно сказать, что представления египтян о вселенной были фантастическими.
    -Давайте рассмотрим рисунок на стр.53 «Египетский зодиак».
      Группировка звезд в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых напоминали («быка», «скорпиона», «крокодила» и т.п.).

     

    Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила.

     

    О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии). Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели.

    Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год: 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис и Хора – важнейших египетских богов. Эти дни, а также дни других религиозных праздников, считались выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, так же был выходным. Кроме того, существовали дни благоприятные и неблагоприятные. Например, в некоторые дни запрещалось убивать быков. В другие дни нельзя было начинать постройку дома, купаться и вообще приближаться к Нилу.

    Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы)

     

    Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время. Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов). У древних египтян тоже были свои часы в виде сосуда, на стенки которого были нанесены отметки, соответствующие часам. А внизу были проделаны дырочки. Догадайтесь, как по этим часам можно было узнать время. Возможные наводящие вопросы: Для чего нужны дырочки? (Из них могло что-то высыпаться или выливаться. Дети могут предположить, что это были песочные часы). Подсказка: часы назывались водяными. (Вода вытекала из сосуда с определенной скоростью. По мере снижения уровня воды определяли время по отметкам на стенках сосуда).

    А Нефертити тем временем задает нам вопрос № 3. Вспомните, какие крылатые выражения есть в русском языке, в которых упоминается текущее время. ("Как быстро течет время” (а когда время течет быстро? – когда мы занимаемся любимым делом, делаем то, что нам нравится; "Сколько воды с тех пор утекло”, "С течением времени”).

    Какие виды часов вам еще известны? (Песочные, солнечные, механические, электронные).

    Физкультминутка.

    "Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

     

    • Искусство Древнего Египта

    О высоком развитии древнеегипетского искусства свидетельствуют прекрасные настенные росписи и рельефы, украшающие храмы и гробницы. Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах, изображенных на росписях. Фигуры изображались так, как будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных  черепках-остраконах.
    Рассматриваются рисунки

    Многочисленные изображения музыкантов, певцов и танцоров на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке и танцам.

    Послушайте звучание древнеегипетского гобоя

    . Египтяне играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных (систр, медные тарелки). Прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, в Лувре, в Британском музее

    Египтяне были прекрасными скульпторами. До нас дошло много изображений богов и фараонов Египта. Некоторые из них потрясают своими размерами. Например, фигура Большого Сфинкса, грозного стража пирамид, изваяна из целой скалы. Египтяне относились к нему с особым уважением, ибо почитали как хранителя древних знаний и верили, что ему ведомо то, чего не знает больше никто. Про него рассказывали много легенд, одна из которых гласит: «Когда Большой Сфинкс рассмеется, небо обрушится на землю и наступит конец света».

     

    Гробница Тутанхамона. Во II тыс. до н.э. египетские фараоны перестали строить пирамиды , а приказывали вырубать гробницы в скалах, пряча их там от грабителей. Одну из таких усыпальниц, в которой был похоронен фараон Тутанхамон, обнаружили археологи. Зта гробница, единственная их всех, осталась не разграбленной и дошла до нас в целости и сохранности. По ней мы можем судить, с какой неслыханной роскошью хоронили египтяне своих фараонов.

    Многие произведения искусства стали известны именно благодаря нахадкам в гробнице Тутанхамона. Здесь было множество Драгоценных ваз из полупрозрачного камня и великолепных золотых украшений, позволяющих судить о мастерстве египетских резчиков и ювелиров. Шедевром искусства был и сам саркофаг с телом фараона. Отлитый из золота, он был инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

    Итоги урока. 

    Итоговое испытание (рефлексия). 

    На этапе закрепления и обобщения, полученных на уроке знаний учитель предлагает небольшое игровое задание.

     

                Игра-соревнование. При проведении игры учитель опирается на предварительные знания учеников о Египте, полученные из различных внеучебных источников информации. На последнюю парту каждого ряда в классе дается лист бумаги. Ученики каждой парты должны написать на нем слова или выражения, названия предметов, которые ассоциируются у них со словом «Египет».

    Когда мы произносим слово "Египет”, какие ассоциации у вас возникают?

    Написав, учащиеся закрывают надпись (заворачивают лист) и передают на парту вперед. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше  разнообразных слов и выражений. Это выясняется в процессе обсуждения.

               

    Домашнее задание

    1. Параграф 12 читать, пересказывать (учебник С.В. Колпаков «История древнего мира» 2004г.).
    2. заполнить раздаточный лист (задание  по желанию).
    3. Нарисовать рисунок по теме: «Древний Египет» (задание  по желанию)

     

    Раздаточный материал к уроку:

     

                                        "Искусство, наука и образование в Древнем Египте»".

     

    Ученика(цы)________________________________________________

    5 класс «   »         

    1.Школы в древнем Египте

     

    • Учителя в школе_______________
    • Школы открывались при хр________
    • Готовили чиновников-пис__________
    • Срок обучения от_______до________

     

    2.Письменность

    • «Священное письмо» - это_____________________
    • В египетском письме не было____________букв
    • Франсуа Ш_______________
    • П_______________с
    • Св ______к
    • Знатные вельможи и сыновья фараонов гордились своей____________________
    • «Поучение А________я своему сыну П____е

    3.Научные знания

     

    • Ар___________ка
    • Ас______________ия
    • Звезда С__________с
    • Календарь: ______ месяцев в году;

                             __________ дней в году.

    • Египетские ч________

    4.Искусство Древнего Египта

     

    • Настенные ро__________и  и  ре___________фы_
    • А___фа
    • Г____й
    • Большой С________с
    • Т________________н

     

     

     наверх 

     
    Дорога памяти
    ПРОЕКТ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ДОРОГА ПАМЯТИ
    Форма входа
    Календарь
    «  Декабрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2023
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    2018,2019,2020
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    ...
    Победа 75 лет
    Vivat. Russia!
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    Метрика
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    ...
    School Site Mug
    Антитеррор
    Мини-чат
    © Г.Н. Заиченко 2024