Четверг, 25 Апреля 2024
Уроки. Творчество. Мастерство.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Уроки обществознания [1]
Уроки истории [3]
Классное руководство [0]
Поиск
Обновление страниц
  • Выпуск 2019
  • Успехи учеников
  • ЕГЭ-ГИА
  • История и культура КБР
  • Методическая копилка
  • Памятные даты
    Друзья сайта
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
    Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
    Учительский портал
    ЕГЭ'
    !!!
    Русфонд
    Поделись
    Мои выпускники
    МЕТКИ
    ПМВПортфолиоМО Рабочие программы Поурочные рекомендации ПУТИН Конспекты копилка Презентации СрезыИгры на уроках Сценарии внеклассных мероприятийЕГЭ - ГИА Проектные методы обучения Олимпиады Разноуровневое обучение Кейс-методПедагогические технологии История и культура Кабардино-Балкарии Кроссворды, задачи Притчи Историческая филателия Памятки Звездочет Видео
    Главная » Статьи » Уроки истории [ Добавить статью ]

    Театр

    Истоки театрального искусства каждого народа восходят к первобытным обрядам и играм, своеобразие развития которых определяется особенностями развития его общественной жизни. История театра начинается с самых примитивных форм театрального действа, которые или неотделимы от трудовых процессов или предваряют и имитируют их.


    Карачаево-балкарский фольклор богат материалом, характер которого позволяет отнести его к примитивным театральным представлениям. Таковы трудовые и охотничьи песни и пляски, обряды и игры, связанные с культом козла, культом предков, аграрные обряды и празднества и т. д. Трудовые песни, в основном имели прикладное назначение, и некогда входили в состав какого-нибудь обряда. Как известно, обряд невозможен без песни, танца, пантомимы и т. д. Но, главное, на что обращается внимание — это момент перехода исполнителей в другое состояние, воображаемое — которое содержится, например, в тексте анализируемой трудовой песни «Долай».


    Учитывая традиционную манеру исполнения народных песен, где обязательно имеется солист (запевала) и хор, с которым у него существует контакт, видно, что диалогическая манера исполнения представляет собой примитивное театральное представление.


    Из содержания песен можно вычленить театральные элементы: во-первых, наличие нескольких действующих лиц, проследить отношения между ними, отметить наличие сольного пения и диалогического, обозначить присутствие первого индивидуального актера — запевалы, обратить внимание на трансцендентную манеру поведения участников обряда, требующей веры в фантазийный мир. Проводниками в фантазийный мир выступали жрецы-карачи, специально обученные для проведения различных обрядовых представлений люди. По сути дела, они представляли в одном лице и режиссера и актера.


    В процессе длительной эволюции из обряда обособлялось театральное начало — сначала через вычленение из хора одного солиста, потом другого, затем, чередующихся или соревнующихся друг с другом певцов.
    В тенгрианских мистериях, обрядовых ритуалах закладывались основы для возникновения драмы и театра в форме трансцендентного исполнения дифирамбов или обращений к божеству. Обрядовая песня, таким образом, заняла промежуточное положение между сознанием религиозным и сознанием эстетическим. Все церемонии, посвященные чествованию божеств — это примитивные театральные представления: обязательно наличествует конфликт, имеется несколько действующих лиц и др.


    До настоящего времени сохранились только текстовые варианты охотничьих песен («Алсаты»). В давние времена они были визуализированы и сопровождались определенными действиями, пантомимой, а также изменением внешнего облика -перевоплощением в присутствии зрителей.


    Каждая из обрядовых форм свидетельствует о выразительном театральном приеме, который в совокупности с остальными, определяет былое разнообразие зрелищного искусства кабардинцев и балкарцев.
    Так, например, трудовые обрядовые песни сохранили в своем тексте схем прохождения обряда, его участников и главных действующих лиц, а также дают указания на участие в представлении божества.


    В обрядах посвящения на первый план выходит способ запоминания и восприятия информации посвящаемыми. В этих представлениях наука умения жить в социуме выдвигалась на первый план. Не случайно, не имея письменности, люди сохраняли основную композицию и танцев, и стихосложения. Как свидетельствуют источники, этому они обучались в обрядах посвящения.


    В охотничьих обрядах, сопровождаемых специальной песней-дифирамбом в честь божества охоты, частично сохранена модель действа, способствующего благополучию охотников. При исполнении этой песни также на первый план выходил солист-запевала, как способный наиболее красноречиво донести просьбу охотников до божества. Выделение лучшего исполнителя дифирамбов впоследствии обусловило появление особо авторитетных жрецов и, возможно, родоплеменных правителей.


    Хвалебно-заклинательные песнопения хора, искусно направляемые эмоциональным запевалой, способствовали появлению у участников культового действа состояния экстаза, то есть изменения состояния сознания. Эти изменения достигались посредством специально отработанных ритмических телодвижений, исполняемых под монотонное пение, необходимое для концентрации сознания на одном конкретном желании, а именно, встрече с воображаемым божеством.
    Старинный обряд «Голлу» и зафиксированные, сопровождавшие его песни — пример карнавального ощущения жизни. Нарушение общепринятых правил, допускаемые в этом обряде, развили у его участников игровые, карнавальные принципы исполнения.


    Наибольшее количество театральных признаков сохранено в героическом нартском эпосе. Источники указывают на присутствие масок (наголовников), кукольных представлений, сакрального шута, а также условную сцену — четырехугольник, отгороженный от зрителей священным предметом либо просто, отделенным чертой от зрителей. В нартском эпосе есть данные о специальном дне и месте проведения представлений. Много данных о музыкальных инструментах, песнях, танцах и пр. Способность к перевоплощению, изменению облика для нартов — естественное состояние персонажей эпоса.


    По своей форме эпос часто напоминает драматические произведения, написанные стихами. Все сказания сценичны, поскольку в сюжете для них главное поступок, активное действие. Для большинства нартских текстов характерна диалогическая форма общения, поэтому они легко инсценируются.


    Историко-героические песни также сохраняют в себе все признаки народной драмы. Характер сюжета, способ его подачи свидетельствует об устоявшейся модели песни, ее композиции. Эти песни оказали большое влияние на исполнительское творчество народных певцов и сказителей (халкъ джырчи), сказочников (джомакъчи).
    Сюжет и композиция историко-героических песен обязательно содержат драматические признаки. В основе сюжета — изложение яркого, неординарного события в жизни народа, присутствие благородного героя, находящегося в конфликте с врагами или системой. Это диктует композиционное построение сюжета, последовательность событий, логику поступков.
    Как жанр историко-героическая песня имеет синкретический характер, сочетая в себе элементы лирики, эпоса и драмы.
    Мастерство в создании сюжета, придания ему композиционной стройности, логичности перипетий, выразительности диалогов и монологов, характерных для историко-героических песен, свидетельствует, что некогда эти тексты предназначались для показа, демонстрации.


    Зачатки драматургии можно проследить во многих фольклорных текстах: это наличие определенного сюжета, обращение к зрителям, использование монологов, диалогов.
    Намеренное использование диалогов, монологов, служащих для уточнения смысла действия, означало формирование зачатков драмы, слово становилось не только образным, но и действенным. Умение строить диалоги свидетельствует об осмысленном обращении с языком. Возникновение диалогов означало не столько потребность в самовыражении и умение находить разнообразные связи между отдельными понятиями, сколько владение пространственным, зрелищным мышлением.


    Признанные сюжеты, методы и приемы воздействия на участников культовых ритуалов по мере развития производственных отношений обогащались новыми театральными подробностями: включением в действо замаскированных персонажей, сначала — зооморфных, а затем — антропоморфных.
    Применение масок свидетельствовало о расширении сюжета обрядовых представлений, импровизации, появлении условного языка.


    Постепенно таинство и синкретизм обрядовых представлений вытеснили зрелища дидактического и развлекательного (игрового) характера. Связь с культовыми истоками потеряло, свою целесообразность, но неизменным осталось священное отношение к любой форме преображения. Дальнейшее развитие зрелищно-игрового искусства происходит на фоне этой устойчивой духовной традиции. Отсутствие письменности обусловило богатство и разнообразие исполнительской техники певцов и поэтов.


    Анализ текстов, сопровождавших обрядовые действа, свидетельствует о наличии драматургических признаков: экспозиции, кульминации, развязки, диалога, монолога.
    Наибольшее развитие искусство преображения человека в другое существо получило в обрядах и играх, в которых присутствовал человек в маске козла (теке). Культ козла зародился в эпоху, когда предки современных карачаевцев и балкарцев в основном занимались охотой, но с развитием земледелия культ козла из охотничьих обрядов перешел в аграрно-календарные, связанные с идеей плодородия. Поэтому эти обряды получили фаллическую окраску.
    Подробно описан зафиксированный источниками архаичный обряд «Эллери Чоппа», обряд «капатейна» (проводимый около раненных или смертельно больных), карнавальный обряд «Голлу», а также народная театрализованная игра «теке-оюн» (дословно «козлиные игры»). В этих представлениях образ козла играл магическую роль.
    Капатейна — обрядовая игра возле человека, жизни которого угрожает опасность. Во время ее проведения использовались развлекательные действа с участием теке, колдунов, магов, знахарей и т. п. В этом мероприятии совмещались практические и эстетические приемы носящие преувеличенно-шумный характер, не позволяющие человеку уйти в другой мир.


    Обряд плодородия «Эллери Чоппа» представляет интерес, как свидетель и хранитель момента перевоплощения человека в другое существо, присутствия исполнителя роли первого актера-режиссера в одном лице, пользовавшегося привилегией в среде остальных участников обряда. Этот обряд имеет исключительное значение для понимания духовной культуры кабардинцев и балкарцев, в нем сосредоточена огромная информация о знаниях народа, его этике и эстетике, древнейших связях с мировыми цивилизациями.


    По сути дела, обряд «Эллери Чоппа» есть первая фиксация документальной драмы, истоков зрелищных традиций.
    В дальнейшем, по мере усложнения сюжета, увеличения действующих лиц, занятых в играх, потребовалась маркировка персонажей, согласно характеру выполняемых ими функций: бегеуль — организатор, теке — шут, кепчи — ряженые, гепсорка — акробат и т. д.


    Став исполнителями отдельных ролей, они, тем не менее, не превратились в актёров-профессионалов, подобно русским скоморохам или европейским гистрионам, поскольку социально-экономические условия существования не освобождали исполнителей ролей от решения материальных проблем. Общественное сознание чётко отделяло трудовой процесс от развлекательного действа — они воспринимались как две самостоятельные и равно необходимые единицы традиционной горской культуры. Трудолюбие и хозяйственность не освобождали от знания фольклора, художественного творчества, умения соответственно вести себя на традиционных зрелищно-игровых представления.
    Подвергались осмеянию те, присутствие которых на праздниках ограничивалось только наблюдением.
    Правила поведения во время развлечений следующие:


    Все зрелища проходили в вечернее время суток, когда население освобождалось от домашних забот.
    Участники и зрители на представлениях должны были появляться только в опрятном виде и свободными от решения различных проблем.


    Руководство представлением осуществлял один человек — бегеуль.
    Исполнители на время представлений обретали статус неприкосновенности, независимости от характера выступлений.
    Между исполнителями и зрителями существовала условная граница, переступив которую, по поверью, можно было оказаться в «ином» мире, фантазийном (поэтому и рекомендовалось одеваться во все чистое и самим присутствовать чистым телесно и морально свободным).
    Как видим, народом не забылись первоначальные предназначения магических обрядов, они прочно вошли в подсознание человека.


    Традиционные игры и зрелища имели в себе все элементы театрального действа: определённую форму и организацию, перевоплощение, маскировку, диалоги, импровизацию, а также разнообразие зрелищных жанров (героические, комические, турнирные, свадебные и т. д. действа) и органическую связь драматического действа с песней, пляской и музыкальным аккомпанементом.


    Процесс развития театрального действа, подразумевающего, в первую очередь, перевоплощение, невозможен без присутствия зрителей. Культура взаимоотношений между зрителями и исполнителями формировалась в течение многих тысячелетий, первоначально совмещая функции обоих, затем мягко дифференцируясь друг от друга. Своеобразие зрелищно-игрового искусства состоит в том, что эта дифференциация носит символический характер: в любой момент зритель и исполнитель могут поменяться местами, стоит только одному из них переступить через условную границу, разделяющую, по поверью, мир реальный и мир фантазий. Искусное перевоплощение воспринимается зрителями как божественное проявление, имеющее специально отведенное для его демонстрации время и место. Зрители становились свидетелями мгновенной импровизации, экспромта, самым непосредственным образом вмешиваясь в процесс действа. Они по-настоящему соучаствовали, сопереживали, сотворили! Их непосредственная реакция стимулировала импровизационный и художественный дар исполнителей. Возникал своеобразный творческий контакт, творческое общение, без общения, без которого невозможно искусство театра.


    Можно заключить, что истоки кабардинского и балкарского театров, имеющих много общего с другими театрами, отличались тем, что из-за минимума контактов с другими народами, вызванного труднодоступным географическим расположением и малочисленностью населения, смогли сохранить в чистоте и неприкосновенности собственное мировосприятие, которое не смогли уничтожить никакие драматические исторические коллизии.

    http://mkkbr.ru/?page_id=18

    Категория: Уроки истории | Добавил: BrodyagaDz (14 Мая 2018) | Автор: Туч Роман E
    Просмотров: 1274 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Дорога памяти
    ПРОЕКТ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ДОРОГА ПАМЯТИ
    Форма входа
    Поиск по сайту
    Определи день недели
    День
    Месяц
    Год
    Рейтинг 2023
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    2018,2019,2020
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2016
    Общероссийский рейтинг школьных сайтов
    Рейтинг 2015
    ...
    Победа 75 лет
    Vivat. Russia!
    ДЕНЬ ПОБЕДЫ
      Да здравствует народ победитель! УРА! УРА! УРА!
    Метрика
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    ...
    School Site Mug
    Антитеррор
    Мини-чат
    © Г.Н. Заиченко 2024